“Нужно бороться против единственного врага – Армении”

И.Рзаев

Указ президента страны от 22 августа относительно беженцев из Армении породил множество догадок и слухов. По мнению наблюдателей, решение президента имело целью прежде всего привлечение на свою сторону избирателей-выходцев из Западного Азербайджана. В этой связи отмечается также, что на более чем 250-тысячный электорат выходцев из Армении ориентируются и организации оппозиционных партий.

Первым в ряду этих структур оппозиционные СМИ называют созданное 14 июля 2001 года Общество депортированных “Западный Азербайджан” (ОЗА). Однако сам председатель ОЗА и член политсовета АМИП Шадман Гусейн с этими утверждениями не согласен. Вчера он ответил на вопросы “Эха”. Отметим, что в последнее время распространяется информация об участии члена политсовета АМИП на повторных выборах.

– Основная цель ОЗА – добиться автономного проживания азербайджанцев в Армении. Вторая цель – компенсация материального и морального ущерба, нанесенного беженцам из Армении. Это высшие цели объединения “Западный Азербайджан”.

– Насколько реально говорить о компенсации и автономии азербайджанцев в Армении, когда весомая часть территории страны оккупирована западным соседом?

– Реально. Может быть сегодня это выглядит несколько неправдоподобным, но через некоторое время эти цели будут претворены в жизнь.

– Любая деятельность характеризуется временной перспективой достижения цели. В какие сроки вы планируете достижение своих целей?

– Было бы неправильно называть точные даты. Говорить, что через пять или десять лет мы реализуем свои цели. Поскольку это зависит прежде всего от нашего общества и его целеустремленности. Во вторую очередь это зависит от азербайджанского народа и государства. Да, мы начинаем это дело в одиночку. Но если нам не помогут… Тогда дело затянется.

– Что вы думаете о “местничестве”?

– Я очень негативно отношусь к этому явлению. Хотя в некоторых СМИ утверждают, что наше объединение создано по местническому принципу и мы намерены объединить прежде всего армянских азербайджанцев. Хочу сказать, что мои корни из Западного Азербайджана, точнее из одной ее частей – Армении. Но с трехлетнего возраста я жил в Гяндже и считаю себя гянджинцем. Есть и другая сторона проблемы. Когда мы говорим “Западный Азербайджан”, мы подразумеваем не только Армению. Это и земли Борчалы, и Нахчыван. И территории западной части Азербайджана – от Гянджи до Балакена. Кроме того, среди членов ОЗА есть бакинцы, шекинцы, жители южных районов.

– Вы не считаете, что само название вашей организации предусматривает противопоставление выходцев из Западного Азербайджана, скажем, бакинцам…

– Категорически не согласен. Наоборот, деятельность нашей организации приведет в будущем к утверждению понятия “целостный Азербайджан”. Ведь мы ставим перед собой конкретные цели. И выполнение этих целей будет означать серьезную победу всего азербайджанского народа!

– Кто из политиков страны, по вашему мнению, наиболее близок “западным азербайджанцам”?

– Трудный вопрос. Я думаю, что мы не должны делить политиков на северных, южных, западных. Политик должен представлять интересы всего населения. Я – выходец из Западного Азербайджана. Но нельзя сказать, что я близок западным азербайджанцам, а Аяз Муталибов – нет.

– Как вы расцениваете недавний указ президента относительно беженцев из Армении?

– Положительно. Некоторые утверждают, что этим указом Алиев пытается укрепить свое влияние среди выходцев из Армении. Я с этой мыслью не согласен. Если Э.Мамедов или Г.Алиев намерены баллотироваться на пост президента, то они должны опираться на все население страны. А не отдельную его часть – выходцев из Армении. Г.Алиев – большой политик. Я не думаю, что при подписании указа он руководствовался мелкими интересами и пытался перетянуть на свою сторону беженцев.

– Вы отметили, что некоторые наблюдатели расценивают указ Г.Алиева как подготовку к выборам. В то же время деятельность ОЗА часто расценивается как стремление привлечь симпатии выходцев из Армении на сторону Этибара Мамедова…

– Это невозможно. Среди членов объединения есть члены “Мусават”, ДПА, “Ени Азербайджан”. И связывать ОЗА с какой-либо политической партией – глупость. Если я буду направлять деятельность ОЗА в сторону АМИП, члены ПЕА – в сторону своей партии и т.д., то организация скоро распадется. Хочу успокоить всех “друзей” – ОЗА не вмешивается в вопросы внутренней политики. Я вообще считаю, что сегодня мы должны бороться против единственного врага – Армении. У нас только один враг. Я не понимаю, почему у нас разная политическая принадлежность означает вражду? Почему политическая конкуренция протекает в таких нецивилизованных формах?

– Вы намерены баллотироваться на повторных выборах в ММ 16 ноября?

– Я еще не принял окончательного решения. Решение должен принять прежде всего я сам. Пока не тороплюсь. Наша партия на этих выборах не участвует и решений о запрете на выдвижение кандидатов или об их поддержке принимать не будет. Но даже если партия запретит мне участие на выборах, то я могу не согласиться с ее решением. Последнее слово будет за мной. Меня никто не может принудить.

– На повторных выборах в январе 2001 года вы отозвали свою кандидатуру и отказались от участия на выборах. Теперь вы заявляете, что может быть будете баллотироваться. Что же изменилось за прошедшие несколько месяцев?

– В сущности парламента и в стране ничего не изменилось. Я был сторонником участия в повторных выборах 8 января. Мое решение отозвать свою кандидатуру было вызвано тем, что в конце 2000 года после шекинских, джалилабадских и агдашских событий арестовали председателей райорганизаций АМИП. Мы полагали, что отозвав кандидатуры способствуем их освобождению. Однако их все равно осудили. Ничего не изменилось. Просто тогда они были еще под арестом, а сейчас отбывают приговор.

– В последнее время распространяются слухи о вашем уходе из АМИП…

– Я – один из основателей этой партии. Возможно, за последние два месяца я редко бываю в ее штаб-квартире. Но это связано только с организационной работой по ОЗА. Сегодня очень многие желали бы раскола нашей партии. Я не намерен предоставлять им повод для радости.

– С Этибаром Мамедовым, говорят, у вас разногласия…

– С Этибаром Мамедовым у меня отличные взаимоотношения. Во-первых, мы с Этибар беем друзья. Во-вторых, партию мы создавали вместе. У нас были и удачи, и поражения. Но это жизнь. У нас были и личные, и политические ошибки. Но это никоим образом не влияет и не будет влиять на наши личные отношения.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год