Р.НАСИРОВ
Наша газета уже сообщала о заявлении руководства Всемирного банка, потребовавшего от правительства Грузии повысить тарифы за транзит газа с месторождения “Шахдениз”. И вот теперь эта сенсационная новость стала обрастать новыми подробностями.
Напомним, что директор ВБ по странам Южного Кавказа Джуди О’Коннор потребовала от президента Грузии настоять при переговорах с руководством Азербайджана на вопросе повышения тарифов за транзит газа с месторождения “Шахдениз” через территорию Грузии по трубопроводу Баку – Тбилиси – Эрзурум. Предложенные азербайджанской стороной тарифы: 2 долл. за 1000 кубометров в первые 5 лет транзита газа, в следующие пять – 2,75 долл., и в следующие пять – 3,50 долл., а затем 4,25 долл., – почему-то не устроили руководство банка.
Между представителями двух стран вопрос тарифов обсуждался достаточно долго, и можно предположить, что переговоры были трудными.
Скорее всего с позицией Всемирного банка в Грузии согласны. И публикации в зарубежной прессе вроде бы раскрыли позицию Тбилиси – “ставка тарифов должна соответствовать мировым стандартам, что составляет 5 – 10 долл. за транспортировку 1000 кубометров газа”.
На первый взгляд разница незначительна – парой долларов больше или меньше?.. Но если вспомнить, что, согласно подписанным 12 марта 2001 года соглашениям об экспорте азербайджанского газа в Турцию, в 2004 году в эту страну будет экспортировано 2 млрд. куб. м газа, в 2005 году – 3 млрд. куб. м, в 2006-м – 5 млрд. куб. м, в 2007 – 2018 годах – по 6,6 млрд. куб. м в год, можно догадаться, что речь идет о миллионных прибылях для транзитной страны.
Не те ли это миллионы, благодаря которым ВБ предполагает застраховать возврат выделенных ранее Грузии долгосрочных кредитов? Так, с 1994 года Всемирный банк предоставил Грузии кредиты на общую сумму 510 млн. долл.
Это объясняет, почему ВБ заинтересовался вопросом тарифов за транзит газа по трубопроводу Баку – Тбилиси – Эрзурум. Ведь стране, имеющей общий долг в 1,3 млрд. долл., не легко возвращать кредиты. Знают в ВБ и о том, что из общей массы грузинских долгов всего 7 млн. долл. являются краткосрочными и 82 млн. – прямые иностранные кредиты, все остальное было занято на долгие годы, которые на долги будут набегать проценты.
ВБ и раньше ставил перед руководством Грузии разного рода требования. Например, во время переговоров о выделении “электроэнергетического кредита” ВБ отметил, что банк связывает выделение средств с выполнением грузинской стороной обязательных условий ускорения реформ в энергетике, которые в последнее время несколько затормозились, и устранением проблем в системе электропередач, функционировании оптового рынка электроэнергии и т.д. По ряду других кредитных проектов ВБ также требовал от Грузии ускорить реформы и в области здравоохранения, и по судебной части…
Но насколько заявления Грузии о том, что мировые ставки тарифов за 1000 куб. метров транзитного газа в размере 5 – 10 долл. соответствуют действительности? Возьмем, к примеру, Россию. Эта страна играет роль транзитной при экспорте туркменского газа в Украину. Осуществляет отправку общеизвестная в Азербайджане компания “Итера”, и транспортировка производится по газпромовскому трубопроводу. Неназвавшийся сотрудник пресс-службы московского представительства “Итера” в интервью “Эхо” заявил, что тариф за транзит туркменского газа в среднем составляет 1,2 долл. за каждые 1000 куб. метров газа.
Получается, что, предлагая Грузии 2 долл. и выше за каждые прокачанные 1000 “кубов” газа, азербайджанская сторона уже перевалила рубеж тех самых общемировых цен. А ставки, требуемые Грузией и Всемирным банком, можно вообще отнести к астрономическим.
Наверное, это поняли и в Грузии. Недаром президент Эдуард Шеварднадзе намеревается в ближайшее время отправиться в Вашингтон. Известно, что самый крупный акционер Всемирного банка – Соединенные Штаты. Именно в Вашингтоне располагаются совет управляющих и совет директоров ВБ, которые представляют мнения и интересы более чем 180 стран-членов.
Скорее всего Э.Шеварднадзе напомнит руководству ВБ, что Азербайджан и так уже ранее значительно превысил так называемые общемировые ставки за транзит через территорию Грузии нефти по трубопроводу Баку – Джейхан, а потому не стоит требовать дополнительных уступок за транспорт газа…
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год