В Туркменистане давят на азербайджанцев

Н.АЛИЕВ, М.БАГИРОВ

Туркменистан – закрытое государство, строящее, по выражению правозащитников, “железный занавес по рецептам сталинской диктатуры”. Информация об этой стране скудная, однако кое-что узнавать все же удается. Например, о том, как Туркменбаши обращается с азербайджанцами, живущими в Турменистане, после охлаждения отношений между Баку и Ашгабатом.

В августе правозащитный центр “Мемориал”, базирующийся в Москве, обнародовал специальный отчет, согласно которому азербайджанцы – одна из самых гонимых наций в Туркменистане. По данным “Мемориала”, “с лета 2000 г. в Балканском велаяте Туркменистана началось возбуждение уголовных дел по статье Уголовного кодекса, предусматривающей ответственность за незаконный переход границы. Осуждались в основном этнические азербайджанцы, которые на пароме ездили к своим родственникам в Азербайджан без оформления визы, заплатив взятку сотрудникам туркменской пограничной службы”.

Проблема в том, что легальный выезд в Азербайджан для туркменских азербайджанцев сопряжен с огромными проблемами. Поэтому наши соотечественники предпочитали решать вопрос иными способами, о которых говорится выше. Однако, судя по всему, туркменские власти полны решимости вообще отгородиться от Азербайджана “железным кордоном”. Они начали выявлять азербайджанцев, нелегально покидавших Туркменистан.

При прохождении пограничного контроля в Баку азербайджанские пограничники ставили приезжим в паспорта штампы о въезде и выезде из страны. И наличие такого штампа в туркменском паспорте, выявляемого в ходе проверки, являлось основанием для возбуждения уголовного дела. Ежемесячно только городской суд города Туркменбаши (Красноводска) осуждает за незаконный переход границы от 10 до 12 человек. Иногда в тюрьму отправляют целыми семьями, говорится в исследовании “Мемориала”.

Впрочем, давление испытывают не только азербайджанцы. Сообщается, что представителей казахской диаспоры в ряде случаев спасало от ареста только то, что при въезде в Казахстан в паспорта не ставится никаких отметок о прохождении погранконтроля.

Аресты в Туркменбаши усилились после того, как в декабре 2000 г. президент Ниязов публично заявил, что, по его сведениям, “через порт из-за рубежа без визы проходит кто угодно. Только в ноябре этого года 1021 человек приехал из Азербайджана. В порту начали выдавать визы. В Туркменистан приезжают и из других государств Кавказа. Покупают себе паспорта. И в это оказались замешаны 12 сотрудников полиции, на которых уже заведены дела. За 50 – 100 долларов США делают прописку: Туркменбаши – это ворота страны. Нельзя допускать, чтобы кто попало приезжал сюда”.

Начиная с прошлого года туркменские власти предпринимают беспрецедентные меры, направленные на ограничение свободы передвижения и резкое уменьшение числа иностранцев, посещающих Туркменистан или проживающих в этой стране. Государство стремится жестко контролировать любые контакты населения с иностранцами, опасаясь проникновения из-за рубежа “чуждых идеологий” и “нежелательных элементов”.

26 января 2001 г., выступая в Ашгабате перед сотрудниками комитета национальной безопасности Туркменистана, президент Сапармурат Ниязов с удовлетворением отметил, что в прошлом году были “арестованы и высланы из страны” 10 тысяч иностранных граждан, изъято “350 тыс. религиозных книг, несовместимых с нашим вероисповеданием”, и около 80 тыс. кассет. Однако “проделанная работа” не удовлетворила президента и он объявил об увеличении штатов КНБ с 1,5 до 2,5 тыс. человек.

Туркменистан стал первым государством СНГ, заявившим о введении с июня 1999 г. визового режима для граждан бывших советских республик. Однако первоначально получение туркменской въездной визы в большинстве случаев не представляло серьезной проблемы. Но в апреле-июне 2000 г. президент Сапармурат Ниязов подверг резкой критике деятельность консульской службы МИД и все поменялось. “Нельзя допускать, чтобы неизвестно кто пересекал границы Туркменистана”, – возмущенно заявил Ниязов на заседании кабинета министров.

МИД обвинили также в слабом контроле за гражданами Турции и Ирана, многие из которых, въехав в страну, нарушали сроки пребывания, покупали квартиры. Ну а граждане государств СНГ, многие из которых имеют в Туркменистане знакомых или родственников, с удивлением обнаружили, что после введения визового режима эта страна стала для них практически недоступной.

Известно, что власти Туркменистана всегда неохотно давали разрешение на регистрацию браков граждан своей страны с иностранцами. Однако с некоторых пор под “иностранцами” стали подразумеваться не только граждане дальнего зарубежья. В одном из описываемых случаев власти потребовали от жены местного жителя (этнической азербайджанки), чтобы она покинула страну и получила въездную визу на посещение мужа.

Эта женщина выехала из Баку в начале 90-х годов, когда визового режима между странами СНГ еще не существовало. Проживая в Туркменистане, она потеряла паспорт, из-за отсутствия которого ей отказываются продлить вид на жительство и на протяжении двух лет не выдают свидетельства о рождении сына.

14 июня 2001 г., выступая на расширенном заседании совета национальной безопасности, Ниязов коснулся обустройства границ. В том же месяце стало известно, что власти обсуждают возможность введения режима закрытой погранзоны и для Туркменбаши (Красноводска) – основного порта на побережье Каспия. Кроме того, в документе приводятся и другие любопытные данные.

Например, “с целью ограничения международных телефонных разговоров с отдельными странами власти ввели специальные тарифы, по которым минута разговора с соседним Азербайджаном стоит в два раза дороже, чем с Беларусью, находящейся за тысячи километров от Туркменистана”.

После этого неудивительно, что на сайте “Моя Туркмения” с гордостью указывается, что если в 1989 году удельный вес туркмен в общей численности населения составлял 60,9%, то в 1999 г. этот показатель возрос до 68,4%. Судя по всему, в этом немалую роль сыграла отток нетуркменского населения. Во всяком случае, на этом же сайте указывается, что в 1999 году в Турменистане проживало 46 тысяч азербайджанцев, то есть меньше одного процента от общей численности населения страны.

По мнению правозащитников, в большинстве случаев ограничение прав этнических меньшинств в Туркменистане вызвано не злоупотреблениями отдельных чиновников, а является следствием общей национальной политики, санкционированной высшими органами государственной власти.

В настоящее время вследствие политики руководства Туркменистана нетуркменские этнические группы лишь в незначительной степени представлены в органах государственной власти. Тем более, что, согласно конституции Туркменистана (ст. 54), президентом страны может быть только этнический туркмен.

Глава Правозащитного центра Азербайджана Эльдар Зейналов с данными “Мемориала” в целом согласен. По словам правозащитника, в Туркменистане наблюдается очень сложная ситуация с посещением этой страны иностранцами. Э.Зейналов утверждает, что из этой страны депортируется чуть ли не каждый десятый иностранец. В качестве предлогов, сообщил правозащитник, используются “отсутствие необходимых для въезда документов” и “принадлежность к иностранным спецслужбам”.

Э.Зейналов вспомнил и инцидент, имевший место в 1999 году, когда в Туркменистане вводился визовый режим. “Тогда азербайджанцев, – отметил правозащитник, – не имевших виз, посадили на теплоходы и отправили в Баку”. Главу ПЦА удивляет тот факт, что изгнанники даже не требовали защиты своих прав, никто из них, как утверждаетЭ.Зейналов, к правозащитникам не обращался.

“Для меня это доказательство того, – сказал правозащитник, – что азербайджанцев действительно зажимают в Туркменистане. Они боятся пожаловаться даже тогда, когда им вроде бы ничего серьезного не грозит”. По словам руководителя ПЦА, политика депортаций имеет место и сегодня. Э.Зейналов утверждает, что к нему периодически обращаются правозащитники из Туркменистана и сообщают о том, что из страны депортировали очередную группу азербайджанцев…

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год