В Армении внимательно следят за спорами на Каспии

НУРАНИ

Армения, как известно, выхода к Каспийскому морю не имеет. И принять участие в региональных энергетических проектах там только рассчитывают. Во всяком случае, сообщая о предстоящем визите в страны Южного Кавказа помощника госсекретаря США Элизабет Джонс, сайт PanARMENIAN напомнил, что Джонс однажды заявила, что Армения должна стать частью энергетических проектов в регионе.

Тем не менее ситуацию на Каспии в Ереване отслеживают пристально. Например, на том же сайте появилась аналитическая статья Артема Ерканяна “Свежая струя в мутных водах Каспия”.

Автор без особой, впрочем, убедительности пытается “привязать” “каспийский спор” к карабахскому конфликту. Он уверен, что Иран действовал в регионе чуть ли не с согласия и Москвы, и Вашингтона одновременно, и таким образом великие державы, они же сопредседатели МГ ОБСЕ, желали наказать Азербайджан за мифический отказ от киуэстских договоренностей.

Издающаяся в Ереване газета “Азг” пошла дальше. По ее мнению, Азербайджан, вернее, конфликт нашей страны с Ираном, является ни много ни мало причиной напряженности в отношениях между Ираном и Турцией.

Внимание привлекает и другое. Судя по всему, не только в Иране, но и в Армении серьезно обеспокоены демонстрационными полетами группы высшего пилотажа “Турецкие звезды” в небе над Баку.

“Азг” в этой связи указывает: “Несмотря на утверждение Министерства обороны Азербайджана о том, что показательные выступления ВВС Турции были запланированы еще год назад и не имеют никакого отношения к каспийским проблемам Ирана, очевидно, что полеты турецких истребителей в азербайджанском небе не будут обойдены вниманием ни в Тегеране, ни в Москве.

Не обошли вниманием в Ереване и заявление руководителя пресс-службы Минобороны Азербайджана нашей газете, что в ноябре в Азербайджане пройдут учения Cooperative determination-2001, с участием около 1000 офицеров и военных из стран – членов НАТО.

Возможно, у ереванских аналитиков просто нет иного выхода, кроме как строить фантастические геополитические конструкции и стараться “впрячь в одну телегу коня и трепетную лань”. В силу понятных причин всей информацией о сути каспийского спора, в особенности на уровне прессы, там не владеют, но и не отреагировать на происходящее не могут.

Легче всего утешать себя тем, что Армения в силу объективных причин вряд ли сумеет принять участие в “каспийских разборках”, и ей остается довольствоваться ролью стороннего наблюдателя.

Но на самом деле ситуация куда опаснее. Во-первых, подобные комментарии как минимум показывают, что в Армении вовсе не настроены на поиск путей урегулирования своих взаимоотношений и с Азербайджаном, и с Турцией. А во-вторых, и карабахский конфликт, и каспийский спор в Армении, да и не только в Армении, рассматривают как “региональные проявления” одного и того же геополитического противостояния.

Не исключено, что в случае резкого обострения ситуации на Каспии Армения решит “поддержать” своих иранских союзников, и Азербайджану придется вести войну на два фронта. Более того, весьма вероятно предположить, что аналогичным образом поведет себя и Иран.

Проще говоря, если в регионе активизируется хотя бы один из “тлеющих” конфликтов, то далее события будут развиваться “по принципу домино”. Безусловно, дипломатам сегодня следует приложить все силы, чтобы избежать такого развития событий. Но и военным как минимум следует быть к этому готовыми.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год