НУРАНИ
По сообщению агентства CNA со ссылкой на источники в МИД Казахстана, очередное, пятое заседание Специальной рабочей группы по подготовке проекта конвенции о правовом статусе Каспия состоится в Астане 18-20 сентября, а не 7-9 сентября, как сообщалось ранее.
Как и предополагалось, встреча пройдет на уровне заместителей министров иностранных дел прикаспийских стран – Азербайджана, Ирана, Казахстана, Туркменистана и России.
Они обсудят декларацию, которую предстоит принять президентам прикаспийских стран в октябре на саммите в Туркменистана, а также некоторые проблемы правового статуса Каспия. Как известно, первую часть документа о правовом статусе Каспийского моря представители прикаспийских стран обсуждали 15 июня текущего года в Баку.
О причинах переноса встречи ничего не сообщается. Однако нетрудно догадаться, что связан он, скорее всего, с тем, что на дипломатическом языке именуется “неурегулированностью некоторых вопросов”. То есть постоянными попытками Ирана и Туркменистана предъявить претензии на азербайджанские нефтяные месторождения.
При этом как минимум представляет интерес тот факт, что Иран и Туркменистан демонстрируют “взаимное сближение”. Так, между президентами Туркменистана и Ирана состоялся телефонный разговор.
Как известно, Сапармурат Ниязов поздравил Сеида Мохаммада Хатами с избранием на пост президента Ирана, а также с формированием и утверждением нового правительства страны и пожелал успехов главе государства и его кабинету во имя благополучия иранского народа.
Ниязов еще раз подтвердил свое приглашение Хатами посетить Туркменистан с официальным визитом в любое удобное для него время. А президент Ирана сообщил, что первый свой визит после избрания и утверждения на пост главы государства он нанесет в Ашгабат.
По информации туркменских осведомленных источников, вероятнее всего, визит иранского президента в Ашгабат состоится в конце октября, когда Туркменистан будет отмечать 10-летие независимости.
К этому времени может быть подготовлено двустороннее соглашение о дальнейшем развитии экономического сотрудничества. По взаимной договоренности двух президентов в ближайшие дни в Иран для подготовки этого документа отправится правительственная делегация Туркменистана во главе с вице-премьером Еллы Гурбанмурадовым и министром иностранных дел Рашидом Мередовым.
А по информации РИА “Новости” со ссылкой на источник, близкий к руководству Туркменистана, в ходе телефонного разговора президенты выразили мнение, что Каспий “не должен стать очагом напряженности”, и подчеркнули, что все спорные вопросы вокруг Каспийского моря должны решаться только путем переговоров и с участием всех пяти прикаспийских государств.
По словам собеседника РИА “Новости”, главы государств выступили с общей позицией “о прекращении каких-либо работ на спорных территориях Каспийского моря до определения его статуса”.
Судя по всему, на Каспии под аккомпанемент разговоров о “консенсусе”, “учете мнения всех стран” и т.д. формируется два противостоящих блока: с одной стороны, тесно сотрудничающие с Западом Азербайджан и Казахстан, а с другой – Туркменистан и Иран, стремящиеся всеми силами свести к нулю присутствие на Каспии “неприкаспийских стран”, то есть Турции, США, Великобритании и т.д. При подобном раскладе сил многое будет зависеть от позиции России.
Москва пока что проявляет осторожность. Однако зависимость Туркменистана от российской системы экспорта газа и активность военного сотрудничества России с Ираном как минимум заслуживают внимания. Москва располагает серьезными рычагами давления на Тегеран и Ашгабат, которые пока что не торопится пускать в ход.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год