И.РЗАЕВ
Указ президента Азербайджана о помиловании продолжает оставаться одной из самых обсуждаемых тем. Одни заявляют, что этот шаг – очередное свидетельство гуманности главы государства, другие расценивают указ как следствие давления европейских структур. И практически не слышно голосов бывших политзаключенных, обретших долгожданную свободу. Напомним, что помилованы более 50 политзаключенных.
Среди них граждане: России Рафик Агаев и Украины – Анатолий Сысоев. Они были признаны виновными по 57-й статье УК – “Измена родине”. Оба заключенных проходили по “делу генералов”. С полковником Сысоевым, осужденным в 1995 году и отбывавшим срок в 9-й исправительно-трудовой колонии (ИТК), беседовал вчера корреспондент “Эхо”.
– Вы – участник боевых действий против армянских оккупационных формирований…
– Я прибыл в Азербайджан по приглашению покойного генерала Вахида Мусаева. Работал начальником разведки артиллерии Министерства обороны. В боевых действиях участвовал с самого начала и до подписания моратория в 1994 году. На всех фронтах: Зангелан, Физули, Агдам. Работа обязывала находиться там.
– Вас обвинили по статье 57-й УК Азербайджана “Измена родине”…
– Вначале меня обвинили по статье 82-й – недонесение. А потом объявили меня изменником родины.
Меня, иностранного гражданина причислили к изменникам родины, хотя могли обвинить меня в шпионаже, терроре, в общем, по любой угодной им статье… Но они этого не сделали, и выставили себя на посмешище. Со мной беседовали эксперты группы Стефана Тречсела. Они встречались в 9-й ИТК со мной и Агаевым Рафиком Аббасовичем. И один из экспертов пошутил: “Вы, достойны книги Гиннесса”. Они долго смеялись над обвинением.
– Расскажите об условиях содержания в ИТК.
– Видите: я не харкаю кровью, не валюсь от дуновения ветра. Это только потому, что другие заключенные в колонии не видели во мне чужого. С одними я воевал на фронте, другие просто обо мне слышали, с третьими я работал вместе в Минобороны. Лично я, заключенный Сысоев, не испытывал практически никаких трудностей. Благодаря Агаеву Рафику, Искендеру (Гамидову – ред.) и многим, многим другим. Только благодаря им – я здоров.
– Когда вы подали прошение о помиловании, и насколько неожиданным был для вас указ президента?
– Буквально за две-три недели до указа. Нам предложили написать заявление на имя президента.
– Кто предложил?
– Администрация. Ну, мы и написали.
– Вам гарантировали рассмотрение прошения?
– Нет, они не могут гарантировать. Это зависит только от вашего президента Гейдара Алиевича Алиева. Они просто выполняли волю тех, кто дал поручение. Мы написали заявление, отправили. И ждали.
И тут, в пятницу вечером слышим: Сысоев, Агаев и прочие… Мы не плакали, нет. Были тронуты, конечно. Что не десять лет украдены из жизни, а шесть. Только благодаря заботе и вниманию правозащитников я отсидел не все 10 лет. Поэтому я, Сысоев Анатолий Евгеньевич, хочу выразить благодарность тем, кто добился моего освобождения.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год