Р.ОРУДЖЕВ
Вчера продолжились слушания по делу об угоне самолета нахчыванским мусаватистом Мехти Гусейнли. Выяснилось, что судейской коллегии оказалось достаточно всех выслушанных до сих пор показаний со стороны свидетелей обвинения и защиты.
Так и не удовлетворив ходатайства адвокатов о привлечении к процессу дополнительного числа свидетелей, среди которых значились такие фигуры, как глава МНБ Намик Аббасов и редактор “Ени Мусават” Рауф Арифоглу, Суд по тяжким преступлениям постановил дать возможность обеим сторонам высказать итоговые соображения по рассматриваемому делу. Несмотря на то, что защита была абсолютно не согласна с мнением суда, – будто все необходимые показания уже заслушаны и подобающим образом оценены.
Со стороны защиты выступил адвокат Осман Кязымов, который вновь подробно изложил все известные на сегодня факты по делу, говорящие в пользу того, что было бы большим преувеличением считать, будто подсудимый М.Гусейнли, решаясь на захват авиалайнера, действовал по чьему-то наущению. Кроме того, суду были повторно зачитаны все материальные доказательства того, что обвиняемый заранее предусмотрел меры предосторожности к тому, чтобы не допустить своими действиями угрозы жизни других пассажиров и самому воздушному судну.
Главной целью Гусейнли была посадка самолета в иностранном порту и привлечение таким образом внимания мировой общественности к проблеме “недемократичности” предстоящих (осенью 2000 г.) парламентских выборов в Азербайджане. Далее адвокат подчеркнул недейственность всех так называемых результатов экспертиз, проведенных, по уверениям прокуратуры, сразу после попытки угона летательного судна. Чтобы признать истинность или ложность этих профессиональных свидетельств, необходимо было – так требует закон – еще раз рассмотреть их, уже на нынешнем процессе, в присутствии защиты и обвиняемого. Но этого сделано так и не было.
Таким образом, считает адвокат Видади Махмудов, на сегодня обвиняющая сторона не располагает никакими достоверными фактами для того, чтобы настаивать на оправданности хоть одного из своих обвинений в адрес Гусейнли (терроризм, попытка угона самолета с применением силы, сговор с третьими лицами и т.д.).
Тем не менее в своем выступлении прокурор Назир Байрамов попытался представить действия М.Гусейнли как результат его членства в оппозиционной партии “Мусават”, общая линия которой якобы вполне соответствует совершению подобного рода актов, угрожающих жизни невинных граждан.
При этом Н.Байрамов вновь привел в качестве доказанного результаты прошлогодних “экспертиз”, приобщать которые к обвинительной речи не имел права по закону. В итоге он потребовал применить к подсудимому максимальную степень наказания по всем статьям, которые ему инкриминируются обвинением.
Например, по статье 212.3.3 УК АР “за терроризм” он потребовал осудить М.Гусейнли на 5 лет лишения свободы. Аналогичным образом прокурор предложил осудить его по статье 212.3.2 часть 2 УК АР об умышленной попытке угона самолета в сговоре с другими лицами и с угрозой применения насилия.
Определенной победой адвокатуры В.Махмудов считает тот факт, что ему вместе с О.Кязымовым удалось добиться того, что Р.Арифоглу так и не был пока приобщен к обвинению в качестве заговорщика и соучастника М.Гусейнли. Однако адвокат В.Махмудов признает, что скорее всего судейская коллегия, в силу “заказанности” самого процесса, вынесет окончательный приговор, сообразуясь с пожеланиями именно прокуратуры.
В понедельник 27 августа с дополнением к защитной речи выступит адвокат О.Кязымов, затем последнее слово к суду будет предоставлено самому обвиняемому М.Гусейнли, уже после чего суд удалится на итоговое совещание перед оглашением приговора по делу.
Несмотря на то, что адвокаты предвидят заведомый “проигрыш”, они намерены обратиться в последующем за восстановлением справедливости в другие судебные инстанции страны с апелляционными и кассационными жалобами. Если не поможет и это, то петиции адвокатов достигнут Европейского суда, обещает В.Махмудов.
Вчера же стало известно, что объединение редакторов и комитет защиты прав Р.Арифоглу направили обращение на имя президента ПАСЕ лорда Рассела Джонстона, в котором говорится о намерении властей Азербайджана вновь подвергнуть судебному преследованию Рауфа Арифоглу.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год