Переходный период в Азербайджане займет много лет

НУРАНИ, Н.АЛИЕВ

Подготовка “годовых отчетов”, посвященных развитию ситуации в той или иной стране или в мире в целом, стала уже политической традицией. Ежегодный доклад под заголовком “Бывшие коммунистические страны в переходный период” готовит и авторитетная международная правозащитная организация Freedom House. Раздел этого доклада, посвященный Азербайджану, был подготовлен 20 августа 2001 года и попал в распоряжение газеты “Эхо”.

Ситуацию в Азербайджане авторы доклада (со своей стороны, Freedom House упоминает только Эрика Леписто, докторанта учительского колледжа Колумбийского университета, проживавшего на Кавказе с 1993 года) отследили более чем пристально. И в 70-страничном документе отражены практически все стороны общественной жизни Азербайджана за 2000 год.

Указывается, что главной социальной проблемой Азербайджана остаются беженцы. Причем, по данным Freedom House, Азербайджан занимает первое место по числу беженцев на душу населения. Указано также, что 20% территории Азербайджана – Карабах и окружающие его земли – оккупированы Республикой Армения.

Заслуживает внимания и тот факт, что авторы доклада подвергли острой критике сохраняющуюся в силе 907-ю поправку к Акту о поддержке свободы, запрещающую оказание Азербайджану правительственной помощи США.

Причем особо подчеркнуто, что “907-я поправка к Акту о поддержке свободы ограничивает федеральную (т.е. американскую правительственную. – Н.А. и Н.) помощь азербайджанским правительственным структурам”, и наибольшие потери в результате ощущаются в тех проектах и программах в области демократизации и развития, где требуется участие государственных чиновников и институтов. Авторы не обошли вниманием тот факт, что большинство чиновников Азербайджана формировались еще в советские годы, и им такая помощь более чем необходима.

Анализируя естественные условия, в которых приходится развиваться нашей стране, авторы доклада указывают, что Азербайджан с первых дней своей независимости оказался вовлеченным в вооруженный конфликт. Стабильность в стране была достигнута только к 1994 году, когда было подписано соглашение о прекращении огня в Карабахе и началось бурное развитие нефтяной промышленности.

Причем признается тот факт, что авторитарное правление Гейдара Алиева оказало сильный стабилизирующий эффект на нацию. Нынешние трудности, по мнению Freedom House, во многом связаны с ее географическим положением и ролью региональных сил.

Как полагают авторы доклада, включение Азербайджана в европейские структуры может быть критическим в процессе экономических и политических реформ и поможет народу Азербайджана разрешить давнюю дилемму: являются ли они частью Европы или Азии? Ответ, полагают эксперты, во многом определит прогресс реформ и демократизации.

При этом сказать, что политика нынешних властей Азербайджана подвергнута в докладе жесткой критике, значит, ничего не сказать. Авторы доклада признают, что реформы дают эффект. Но вместе с тем они указывают, что демократизация в Азербайджане продвигается медленно.

Приход иностранных компаний, полагают эксперты, отвлек внимание от проблем создания стабильного и демократического государства на развитие нефтяной индустрии. Авторы доклада указывают, что в ответ на международное давление Азербайджан принял ряд реформаторских законов, но этого недостаточно для институциональной реформы власти.

Сохранение стабильности и возможность продолжения реформ, указывают авторы доклада, главным образом зависит от президента, чье здоровье в последние годы породило серьезные вопросы о преемственности власти. Планы превращения сына Алиева в его наследника уже в действии, и прибыли от нефтяной индустрии продолжают поддерживать режим.

Анализируя экономическое положение в нашей стране, авторы доклада особо подчеркивают, что экономическое развитие Азербайджана зависит от привлечения инвестиций и развития ненефтяного сектора экономики. Указано также, что внимание мирового сообщества постепенно переключается с “помощи” к поддержке программ развития, главным образом реформ и перемен.

Правда, остается под вопросом, насколько эта политика и программы помогают сделать государственный уровень более прозрачным. Как полагают авторы доклада, при серьезном внимании к продвижению реформ трансформация Азербайджана потребует многих лет.

Авторы доклада подробно рассказывают о том, что в Азербайджане существует сильная президентская власть, и согласно Конституции, глава государства наделен большими полномочиями. Указывается и на тот факт, что прочность администрации и правящей партии была проверена отставками министра иностранных дел Тофика Зульфугарова и мэра Баку Рафаэля Аллахвердиева в октябре 2000 года, причем указывается, что отставки были увязаны с Карабахом.

Не обошли эксперты Freedom House своим вниманием и оппозиционные партии, Указано, что ПНФА, сыгравшая центральную роль в движении на независимость, еще не оправилась после смерти своего лидера, экс-президента Азербайджана Абульфаза Эльчибея, плюс ко всему партия расколота, и из ее состава выделилось реформаторское крыло. Партия “Мусават” пользуется поддержкой населения, но власть стремится ограничить ее участие в политической жизни страны.

По подсчтетам Freedom House, около 10% населения активно участвует в политической жизни. Указано, что роль женщин в обществе небольшая, уровень их участия в руководстве партиями и представленности на государственных постах такой же, как и у других развивающихся наций. Национальные меньшинства в Азербайджане, подчеркивает Freedom House, не имеют отдельных партий, но участвуют в политической жизни как члены других партий.

Весьма подробно проанализированы в докладе прошедшие в Азербайджане муниципальные выборы. Причем особо подчеркнуто, что если, по данным ЦИК, в них приняло участие 52% избирателей, независимые наблюдатели полагают, что на самом деле явка составила не больше 30%. Кроме того, указывается, что муниципалитеты обладают небольшой реальной властью, а главы исполнительной власти назначаются президентом.

Подробно проанализированы и парламентские выборы. Указано, что более половины кандидатов в депутаты по одномандатным округам так и не были зарегистрированы. Однако особый интерес, подчеркивают авторы, выборы 2000 года представляют с точки зрения преемственности власти. С октября 2000 года пресса уделяла особое внимание Ильхаму Алиеву, он сопровождал Гейдара Алиева на Саммит тысячелетия в США и т.д. Как полагают авторы доклада, именно кампания 2000 года позволила ему набрать политический опыт.

Весьма подробно проанализировано положение независимой прессы в Азербайджане. Эксперты особо подчеркнули, что государственной цензуры в Азербайджане нет, но многие журналисты осуществляют самоцензуру. Указано, что из-за тяжелого материального положения многие люди не могут покупать газет и получают информацию из электронных СМИ, а в сельской местности информация часто передается из уст в уста. Общественное доверие к прессе высоко. Особо отмечено, что в Баку появляются англоязычные газеты.

Серьезной критике подвергнут в докладе новый закон о СМИ, хотя его принятие рассматривается как успех реформ. Так, согласно новому закону, журналист обязан проверять факты, излагаемые в статье. На практике это означает, что, приводя чье-либо высказывание, журналист не просто должен доказать, что подобное заявление действительно прозвучало, но еще и удостовериться, что изложенные в нем факты соответствуют действительности. А на это у газет, как правило, нет времени и возможности. Указано, что Азербайджан в вопросах свободы прессы назван “частично свободной страной”.

Как отмечают эксперты, общественный сектор реформируется, но структурные реформы не завершены. В результате все ветви власти находятся в зависимости от президента и исполнительной ветви. И судебная, и законодательная ветви слабые, дезорганизованные, отличаются бюрократией и анахронизмами.

Законодательная реформа неэффективна. Главной проблемой назван недостаток прозрачности. Одной из важных проблем названо также то, что оппозиционные партии недостаточно едины и плохо организованы. По конституции, указывается в докладе, азербайджанцы могут сменить свое правительство мирным путем, но правительство продолжает ограничивать это право путем множества запретов на участие и наблюдение.

Весьма подробно анализируется в докладе и уровень коррупции в Азербайджане. Указано, что в 1999 году Transparency International перевело Азербайджан на 4-е место по коррумпированности. Wall Street Journal 5 июля 2000 года указыал, что около 60% фирм в Баку часто сообщали о взяточничестве. USAD принимало меры против коррупции.

Ислледование, завиксировавшее “сверхвысокий” уровень коррупции в Азербайджане, проводилось совместно Всемирным банком и ЕБРР. Согласно исследованию, антикоррупционная стратегия в Азербайджане должна быть направлена на прекращение связей между политическими и экономическими интересами главным образом в нефтяном секторе. Причиной коррупции названа большая роль бюрократии.

Формально Freedom House – это неправительственная структура. Однако подготовленные ею доклады весьма активно используются как источник информации для официальных правительственных структур. И, очевидно, что изложенные в нем факты и оценки как минимум влияют на международный имидж Азербайджана.

Более того, очевидно, что Freedom House трудно обвинить в “антиазербайджанских позициях” – авторы доклада признают факт оккупации территории Азербайджана со стороны Армении, критикуют 907-ю поправку и т.д. Вопрос только в том, как отреагируем на этот документ мы: устроим очередную кампанию по “выражению возмущения” или догадаемся сделать выводы для себя.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год