Переговоры России и США затрагивают интересы Азербайджана

НУРАНИ

Сегодня в Москве начинается очередной раунд российско-американских переговоров по вопросам стратегической стабильности. Накануне в Москву прибыл заместитель госсекретаря США по контролю за вооружением и международной безопасности Джон Болтон.

Сегодня и завтра, как передают российские СМИ со ссылкой на информированные источники, Джон Болтон, которого в поездке в Россию сопровождает группа экспертов, в том числе представителей Пентагона, встретится с заместителем министра иностранных дел России Георгием Мамедовым, курирующим в МИД РФ вопросы взаимоотношения с США, а также другими высокопоставленными сотрудниками МИД и минобороны.

По информации РИА “Новости”, в ходе встреч Болтона в Москве будет продолжено обсуждение вопросов противоракетной обороны и контроля над вооружениями. Как заявил накануне визита Джона Болтона в российскую столицу высокопоставленный представитель госдепа США, “мы знаем, что у российской стороны есть немало вопросов, на которые у нас пока нет ответа”. По его признанию, Вашингтон рассчитывает, что визит Джона Болтона в российскую столицу будет “способствовать более четкому пониманию американской стороной того, что интересует их коллег из Москвы”.

Многие аналитики расценивают визит Болтона как продолжение переговоров в Москве главы Пентагона Дональда Рамсфельда – они, по заверению замого министра обороны США, завершились крайне неудачно.

Между тем, судя по последним сообщениям СМИ, наряду с перспективами НПРО и судьбой договора по ПРО от 1972 года, в Москве также будут обсуждаться взаимоотношения России и Ирана.

Так, по сообщению агентства “Туран”, сам Болтон накануне отъезда в Москву заявил журналистам в Вашингтоне, что позиция России в вопросе продажи Ирану оружия и военных технологий может стать определяющей в ее будущих взаимоотношениях с США, и, как полагают аналитики “Туран”, этот принципиальный для Соединенных Штатов вопрос представитель американского госдепартамента намерен поднять в ходе своего визита.

Кроме того, Болтон также указал, что США намерены продолжить переговоры с Россией по поводу пересмотра двустороннего американо-российского договора 1972 года об ограничении систем противоракетной обороны, и отметил, что Америка и Россия сейчас являются “наиболее уязвимыми” целями для угроз и шантажа со стороны “государств-злоумышленников”.

Только развитая система противоракетной обороны сможет снизить вероятность подобных действий, считает Болтон.

Между тем известно, что тема российско-иранского военного сотрудничества весьма активно обсуждалась и во время визита в Москву Дональда Рамсфельда. Так, в интервью телекомпании PBS глава Пентагона высказался в адрес России весьма резко. Он не только указал, что российская ментальность унаследована со времен “холодной войны”, но и заметил, что во время недавних консультаций ему казалось, что он вел переговоры с врагом.

Кроме всего прочего, Дональд Рамсфельд весьма резко критиковал российскую политику в области нераспространения ракетных и ядерных технологий: “Они приводят свои аргументы в споре о том, ведет ли сотрудничество с некоторыми странами к распространению определенных типов оружия, – заявил шеф Пентагона. – Однако нет сомнения в том, что они работают с Ираном и тем самым повышают его ядерный потенциал”. Кроме того, Рамсфельд указал, что не видит логики в действиях и аргументации России: он недоумевает, почему, выступая против американской НПРО, призванной защитить США и их союзников от ракетно-ядерной угрозы, Москва одновременно помогает странам, которых Вашингтон причисляет к разряду изгоев.

Как известно, в том же интервью Дональд Рамсфельд еще раз подтвердил готовность США выйти из договора по ПРО от 1972 года: “Договор по ПРО не должен стать препятствием для обеспечения безопасности населения США, – подчеркнул министр. – Было бы ужасной ошибкой проводить в XXI веке политику уязвимости перед ракетной угрозой”.

Теперь те же аргументы повторяет и высокопоставленный сотрудник госдепартамента – заместитель госсекретаря США Джон Болтон. По его словам, требования России сохранить договор по ПРО от 1972 года означают, что Соединенные Штаты останутся уязвимыми в ядерном отношении, в то время как сама Россия продает ядерные технологии государствам – врагам США, например Ирану.

Как известно, главным аргументом в пользу развертывания национальной системы противоракетной обороны и противоракетной обороны театра военных действий были и остаются успехи ракетных программ “стран-изгоев”, осуществляемых при заметном техническом сотрудничестве с Россией.

Однако если после визита в Москву северокорейского вождя Ким Чен Ира и посещения им российского военно-космического центра сначала Рамсфельд, а затем и Болтон без колебаний “фактором риска номер один” называют сотрудничество Москвы с Тегераном, а не Пхеньяном (при том, что именно северокорейские ракеты “Тэпходон” могут достигать территории США), то это говорит о многом. Особенно в свете последних событий на Каспии – очевидно, что Иран вряд ли рискнул вести себя на Каспии столь демонстративно-вызывающе, если бы не чувствовал за своей спиной российской поддержки.

И если учесть, что в американской прессе, причем не только в The Washington Times, но и в более чем респектабельном и влиятельном The Wall Street Journal, накануне нынешнего раунда переговоров по ПРО уже не раз появлялись призывы и рекомендации остановить экспансию России на Кавказе и в Прикаспии, то сомнений не остается: идущие в Москве переговоры затрагивают интересы Азербайджана самым непосредственным образом.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год