Н.РАМИЗОГЛУ, Р.ОРУДЖЕВ
Как уже сообщала наша газета, в МИД Туркменистана поступила нота внешнеполитического ведомства Азербайджана, в которой Баку пытается разъяснить свою позицию по поводу обвинений в его адрес со стороны Ашгабата относительно односторонних действий на спорных участках Каспийского моря.
По словам туркменских аналитиков, которые приводят ашгабатские СМИ, этот “серьезный документ практически не добавляет ничего нового в картину взаимных претензий двух соседей по Каспию и страдает внутренней противоречивостью”. В частности, призыв Туркменистана к Азербайджану о прекращении работ на спорных территориях Баку называет “необоснованным и неправомерным”, а также “попыткой оказать давление на суверенное государство”, “претензиями, затрагивающими реализацию суверенных прав Азербайджана”.
В то же время, говоря о притязаниях Ашгабата на суверенный азербайджанский сектор Каспия и критикуя предлагаемый Туркменистаном “широтный метод” раздела водоема, МИД Азербайджана “считает, что претензии по поводу отдельных месторождений не могут быть предметом обсуждения, пока не определены координаты срединной линии на Каспии между Азербайджаном и Туркменистаном”.
“В таком случае, если граница между двумя государствами до сих пор не определена, о каком попрании суверенных прав в “азербайджанском секторе Каспия” можно идти речь?” – задаются вопросом туркменские аналитики. По их мнению, официальный Баку прислал в Ашгабат “элементарную отписку”, лишь подтверждающую желание Азербайджана законсервировать нынешнюю ситуацию на Каспии в собственных интересах.
С такой трактовкой смысла нашей официальной депеши однако никак не согласен видный азербайджанский политолог Расим Мусабеков, бывший одно время советником президента АР.
– В международном праве есть принцип, по которому в данном случае “владеющей” называется азербайджанская сторона, а Туркменистан может быть обозначена как сторона “оспаривающая”. В этом смысле право Азербайджана продолжать работы неоспоримо. Тем более, что еще в советские времена месторождения, на которые претендует Туркменистан, были открыты именно азербайджанскими геологами и тогда же начали разрабатываться. И по тому делению, которое было проведено в советское время, эти месторождения находятся в азербайджанском секторе.
Это туркмены должны обосновать свои права на эти месторождения таким образом, чтобы мы еще с этим согласились. Азербайджан свою позицию уже выразил. Она может нравиться или не нравиться Туркменистану, но, во всяком случае, это наша официальная позиция, и я думаю, что Азербайджан готов эту позицию защищать.
По туркменской логике, противоречий не будет, если Азербайджан в ответ на их ноту откажется от разработки своих месторождений и согласится с тем, что это спорные территории. Но Азербайджан не может быть согласен с этим. И открыто заявляет об этом.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год