Нефть в Армению через Иран все-таки попадает

Н.АЛИЕВ

Разговоры о том, что в Азербайджане крадут нефтепродукты в последние годы получили определенное подтверждение, в том числе и на государственном уровне. Примером этому может служить так называемое “дело промышленников”, главным обвиняемым по которому (правда заочно) проходил экс-спикер парламента Расул Гулиев, а в деле фигурировали факты незаконной продажи нефтепродуктов.

Кроме того, в местных СМИ периодически печатались результаты журналистских расследований, согласно которым топливо из Азербайджана через третьи страны поступало и в Армению.

Как известно, на этой неделе с новыми заявлениями выступил и лидер партии “Милли Истиглал” Этибар Мамедов. По его информации, “большая часть ворованной азербайджанской нефти продается через Иран”. Именно поэтому, считает Мамедов, руководство Азербайджана не отвечает на выпады Тегерана.

Прежде главные разоблачения строились вокруг возможности попадания азербайджанского горючего во враждебную Армению, не имеющую своих источников топлива. И, как удалось выяснить нашей газете, в Ереване действует множество фирм, занимающихся продажей топлива, в том числе и оптовой. Среди них наиболее крупные “Мика Армения трейдинг”, “Мика Лимитед”, “Агро-петрол сервис”, “Аракс”, “ВЯК”, “ЛЕВ груп” право-экономическое объединение, “ФЛЭШ”, “Виктория инвест”, “Европа+”.

Среди фирм, занимающихся оптовой продажей нефти, есть и иранская. Это – “Мераат” – иранская международная торговая компания (закрытое акционерное общество, имеющие представительство в Армении).

Для Армении, “страдающей” (по выражению армянских газет) от последствий землетрясения и блокады, поставки топлива жизненно необходимы. Собственные минеральные ресурсы и сельскохозяйственные площади недостаточны для нормального развития экономики – ни нефти, ни газа, ни угля в этой стране нет. Армения находится вдали от морей, что также приводит к зависимости от соседей.

“Особую важность для Армении имеет торговля с Ираном: оттуда поступает бензин, с его помощью восстанавливается газопровод, на очереди – железная дорога. Пограничный с Ираном Мегринский район превратился в огромный рынок – там торгуют всем, чем угодно”, – пишет армянская газета “Аястан”.

Иран стал одним из главных внешнеторговых партнеров Армении. По словам посла Ирана в Ереване Мохаммеда Фархада Колейни, за последние 10 лет торговый оборот между Ираном и Арменией увеличился на 1,3 миллиарда долларов. Колейни сказал, что 19% зарубежных торговых операций Армении приходятся на долю Исламской республики, и в Тегеране хотят довести эту цифру до 35 – 40%.

А торговый оборот только одной провиции Ирана – Восточного Азербайджана – за последний год составил 36 миллионов долларов. Генерал-губернатор этой провинции Яхья Мохаммадзаде заявил, что планирует увеличить роль провинции и особенно его столицы Тебриза в экспорте товаров в Армению. При этом одна из самых больших статей экспорта в Армению это нефтепродукты.

Что касается группы компаний “Мераат”, осуществяющей в Армении оптовую продажу бензина, то эта фирма была создана в Иране в 1985 году. Ее полное название Meraat International Trading Ltd. Сейчас это международная группа компаний, занимающаяся алюминиумом, продуктами химической и нефтяной переработки и т.д. “Мераат” своего представительства (по информации сайта компании) в Азербайджане не имеет, однако подразделения фирмы действуют в Армении (“Мераат Армения”), Туркменистане (Aljari Trading Co.), России (“Мераат Россия”) и некоторых других странах.

В Ереване “Мераат” работает с 1994 года и с самого начала приоритетной областью была торговля нефтепродуктами. Сейчас офис фирмы в Армении возглавляет генеральный менеджер Фредрик Ованесян.

Вряд ли случайно то, что Армения и Туркменистан в числе приоритетных стран для компании “Мераат”. Ни для кого не секрет теплые отношения между туркменским лидером Сапармуратом Ниязовым и армянским президентом Робертом Кочаряном, который уже бывал с визитом в Ашгабате. Между этими странами дипломатические отношения были установлены 9 октября 1992 года, подписано около 50 межгосударственных соглашений и т.д. Кстати говоря, в Армении, Иране и Туркменистане идут активные обсуждения перспектив трехсторонних отношений и транзита туркменского газа в Армению через территорию Ирана, для чего требуется объединить трубопроводные системы Туркмении, Ирана и Армении.

Туркменбаши, кстати говоря, награжден высшей государственной наградой Армении – орденом Святого Месропа Маштоца. А Армения – единственная страна СНГ, по отношению к которой Ашгабат не ввел визовый режим. Армения имеет режим максимального благоприятствования в торговле и большие льготы при поставках топлива.

Однако помимо “туркменского следа” есть еще один немаловажный момент – на торговлю горючим в Армении, монопольное право имеет так называемый “карабахский клан”. Кстати говоря, одна из версий теракта в армянском парламенте прямо связана именно с этим. Известно, что “герой войны в Карабахе” Вазген Саркисян в свое время лоббировал назначение премьер-министром Кочаряна, который впоследствии с его помощью в 1998 году стал президентом. Однако с вступлением в должность Кочаряна усилились позиции карабахского землячества. Многие были назначены на высокие посты.

Другой Саркисян – Серж – стал министром объединенного МВД и комитета госбезопасности. Излишне говорить, какую власть он сосредоточил в своих руках. С его подачи монопольным правом импорта горючего занималась структура “Мика Армения” под руководством его друга Багдасарова.

Бензоколонки и новые оптовые рынки также связывались с именем карабахского клана. Активно занимался внутриармянскими политическими и экономическими процессами “командующий карабахской армией” Самвел Бабаян. Этот бывший “министр обороны НКР” до своего ареста по обвинению в покушении на “президента НКР” играл важную роль в обеспечении Армении горючим.

Например, Бабаян принимал активное финансовое участие в проведенных в Армении парламентских выборах, выделив, в частности, 550 тыс. долл., включая 300 тонн горючего и 100 тонн бензина. В результате всего этого среди населения Армении возникла бытовая неприязнь к карабахским армянам, что и привело к теракту.

Что на самом деле происходит с обеспечением Армении топливом сказать сложно, однако ясно, что в этом активную роль играет Иран при участии своего туркменского союзника. А в целом альянс Армения (и “НКР) – Туркменистан – Иран сейчас уже неплохо удовлетворяет потребности Еревана в горючем.

Если же подтвердится информация о том, что и ворованная азербайджанская нефть попадает в Армению (через Иран или другое государство – неважно), то станет ясным, почему цены на бензин в Армении, лишенной природных энергоресурсов, не дороже, чем в Баку, а чаще всего даже ниже…

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год