Президент Азербайджана помиловал заключенных

Ш.АББАСОВ

Вчера президент Азербайджана Гейдар Алиев помиловал 95 осужденных. Среди них и бывший министр национальной безопасности страны Нариман Имранов, которому высшая мера наказания заменена на 15 лет тюрьмы. Имранов был арестован осенью 1994 года по обвинению в организации побега из изолятора МНБ четырех заключенных.

Помилованы также 7 инвалидов карабахской войны, осужденных нынешним летом по обвинению в организации беспорядков в феврале сего года в Баку. Это те инвалиды, которые направили президенту страны письмо, в котором осудили действия лидера Организации карабахских инвалидов Этимада Асадова и просили главу государства о помиловании. Двое других инвалидов, которые не обращались к президенту, под помилование не подпадают.

Помилованы 10 участников событий октября 1994 года в Гяндже, которые квалифицировались правительством как попытка госпереворота. Выходят на свободу также 39 человек, осужденных в связи с событиями марта 1995 года, из них 16 членов Отряда полиции особого назначения. Помилованы двое лиц, покушавшихся на жизнь главы государства в июле-августе 1995 года, а также двое лиц, осужденных за организацию незаконных вооруженных формирований в 1993 и 1994 годах в Нахчыване.

Освобождаются также 19 дезертиров и еще 47 человек, осужденных за совершение различных преступлений. Наполовину сокращены сроки заключения 23 осужденным.

Как стало известно “Эхо” из хорошо информированных правозащитных источников, большинство из помилованных являются рядовыми членами ОПОН, дизертиры и др., имена которых неизвестны общественности.

Однако помилованы также 7 из 17 заключенных из известного “списка Аго”. Напомним, что группа Аго – это мониторинговая группа Совета Европы, названная по имени ее руководителя – итальянского дипломата Пьетро Аго. В задачу этой группы входит мониторинг ситуации с правами человека, в том числе политзаключенными, в Азербайджане. Отметим, что имена политзаключенных, попавших в этот список, до сих пор держались в секрете.

Так вот, рассмотрев “список Аго”, президент Гейдар Алиев решил помиловать семь человек из 17. Это тот же Нариман Имранов, бывший управделами президента Аяза Муталибова Адыль Гаджиев, осужденные по “делу генералов” Рафик Агаев и Анатолий Сысуев, бывший замминистра внутренних дел Нахчыванской АР Сиявуш Мустафаев, член группы Шахмардана Джафарова Исраил Акперов и сподвижник Аликрама Гумбатова Эльхан Аббасов.

В частности, по делу Наримана Имранова эксперты СЕ считают, что мера его наказания не соответствует содеянным им. Поэтому, рассмотрев обращение “группы Аго”, глава государства снизил срок его наказания.

Что касается Адыля Гаджиева, то он обвинялся в попытке госпереворота. Однако учитывая его возраст (Гаджиеву за 60), состояние здоровья, а также то, что он не принимал непосредственного участия в насильственных деяниях, Гаджиева решено освободить.

Наиболее интересным представляются мотивы помилования Рафика Агаева и Анатолия Сысуева. Дело в том, что Агаев – гражданин России, а Сысуев – Украины. Однако оба они были осуждены по 57-й статье УК – “Измена Родине”, под которую, будучи поданными других государств, никак не подпадают. На это несоответствие и обратили внимание эксперты СЕ, и властям ничего не оставалось, как помиловать их. Возникает вопрос: куда смотрел судья, когда признавал Агаева и Сусуева виновными по этой статье?

Что же касается Сиявуша Мустафаева, то он, по имеющимся у нас данным, уже “отмотал” положенный ему срок. Однако находясь в Гобустанской тюрьме, за нарушение внутреннего распорядка, он был приговорен еще к двум годам лишения свободы. Однако учитывая его попадание в “список Аго”, принято решение простить ему “тюремные грехи”.

Остальным 10 заключенным из “списка Аго”, в том числе Искендеру Гамидову, Сурету Гусейнову, Рагиму Газиеву, Аликраму Гумбатову и др., в помиловании отказано.

Отметим, что в общем списке, подписанном ведущими правозащитниками страны, значатся 213 фамилий людей, которых они считают политзаключенными. Нынешнее помилование же коснулось около 40-45 человек из этого списка.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год