Н.АЛИЕВ, Х.ИСМАЙЛОВА
Одним из самых кровавых терактов последнего времени стали взрывы в американских посольствах в столицах Кении и Танзании. Напомним, в результате этих террактов 7 августа 1998 года погибли 250 и были ранены более 5000 человек. Такого количества жертв история терроризма до сих пор не знала.
Бомба у посольства США в Найроби, столице Кении, взорвалась примерно в 10.35. Через 10 минут последовал взрыв у американского посольства в Дар-эс-Саламе, столице соседней Танзании. Оба взрыва были организованы одинаково: взрывчатка была заложена в автомобили – в грузовик в Найроби и в бензовоз в Дар-эс-Саламе.
Прорвавшись на территорию посольств, смертники привели в действие взрывные устройства. В Найроби было полностью разрушено соседнее с посольством офисное здание. Всего же пострадало более 50 зданий.
Организаторы и исполнители этих террактов известны – это сподвижники международного террориста Усамы бен Ладена. В феврале этого года уже начались судебные заседания по делу о взрывах. На скамье подсудимых оказались несколько человек и среди них подданный Саудовской Аравии Мохамед Рашед Дауд эль-Овхали.
С тех пор прошло ровно три года, и сейчас неожиданно выясняется, что в материалах следствия фигурирует Азербайджан. Более того, судя по материалам, непосредственно из Баку осуществлялось руководство терактом.
На днях издающаяся в Кении газета The Nation напечатала статью, приуроченную к годовщине взрывов. Журналист Пол Редферн, основываясь на материалах ФБР и данных журналиста газеты Observer Джейсона Берка, который следил за ходом следствия, подробнейшим образом описывает подготовку террористов к взрывам.
Как следует из недавно опубликованного отчета ФБР, теракт у посольства США в Найроби мог привести к гораздо большим разрушениям, если бы не ошибка эль-Овхали, который также являлся смертником. Было запланировано, что бомба сдетонирует в подземной автомобильной стоянке посольства, чтобы достичь максимального эффекта. Для этого эль-Овхали должен был нейтрализовать охрану, однако когда он подошел к воротам, то вспомнил, что забыл пистолет в грузовике, где находился его подельник. Все это привело к тому, что взрыв произошел не совсем в том месте, где планировалось, а эль-Овхали отделался несколькими порезами.
Эль-Овхали, оставшийся в живых, не знал, что ему делать, ведь он был запрограммирован на смерть – инструкции заканчивались именно на этом и именно поэтому незадолго до акции он позвонил своим родителям в Саудовскую Аравию и другу в Йемен. Как бы то ни было, террорист решил вернуться в отель “Рамада”, где он уже останавливался во время предыдущего приезда в Найроби 2 августа.
В “Рамаде” Эль-Овхали допускает еще одну ошибку, которая позволила спецслужбам выйти на его след, – он сказал администратору, что пострадал во время взрыва у посольства, попросив немного денег и одежды. После этого, Овхали вновь позвонил другу в Йемен и обратился с просьбой: “Передай им, что я не умер”.
По данным ФБР, еще в мае 1998 года, находясь в Пакистане, он получил первые инструкции по организации теракта. Вообще же, по данным американских спецслужб эль-Овхали работал на Усаму бен Ладена около 18 месяцев.
Однако, несмотря на безоблачное детство (Эль-Овхали родился в Ливерпуле), он пристрастился к чтению религиозных книг. Например, зачитывался книгой “Любовь и час шехида”. Эль-Овхали оказался рано вовлечен в палестинскую интифаду, интересовался войной в Персидском заливе, интервенцией США в Сомали и гражданской войной в Боснии.
Когда его друг вернулся из Боснии, 19-летний эль-Овхали попытался поехать в одну из горячих точек Средней Азии, на Балканы или в Чечню, но тогда у него ничего не получилось. Вместо этого он оказался в Пешаваре, попав в лагерь “Халдан” прямо на границе с Афганистаном. Здесь, по данным ФБР, он обучился владению стрелковым оружием, обращению с взрывчатыми веществами и т.д. Позже он воевал на стороне движения “Талибан”.
Эль-Овхали встретился с Усамой бен Ладеном в конце 1996 года – это стало наградой за образцовую учебу в лагере. Начинающий террорист восхищался бен Ладеном.
В 1998 году он попал в лагерь, находящийся неподалеку от Кабула, где прошел курс по изготовлению бомб, выживанию, получил фальшивый иракский паспорт. С новыми документами эль-Овхали отправился в Йемен к своему другу, который также состоял в движении “Талибан”. В мае 1998 года в Пакистане получил более конкретные инструкции, касающиеся его миссии…
…После теракта в Найроби клюом, ведущим к эль-Овхали, стал факс, посланный в небольшой магазин в местечке Виллесден в Лондоне. Именно в этот магазинчик под названием “Виноградная лоза” за час до взрыва было отправлено послание, написанное арабской вязью. В нем террористы взяли на себя ответственность за преступление, описав причины, толкнувшие их на этот шаг.
И вот самое главное: по данным американских спецслужб, судя по номеру, факс был отправлен из столицы Азербайджана Баку. Более того, ФБР отследило звонки с этого номера. Было установлено, что бакинский абонент звонил на спутниковый телефон, зарегистрированный в компании Kandahar Communications, которым, как считают в ФБР, пользовался один из ближайших соратников Усамы бен Ладена.
На этом бакинский след не заканчивается. Записи звонков с этого телефона подтвердили связь бакинского абонента с другом Овхали по “Талибан”, который проживал в Йемене. Кроме того, именно с бакинского телефона звонили в Найроби в тот самый отель “Рамада” в Найроби, где останавливались террористы. Выяснилось также, что и смертники звонили из Найроби на зафиксированный бакинский номер. И именно этот бакинский номер привел следствие в отель “Рамада” и, следовательно, к эль-Овхали…
Пять дней спустя эль-Овхали был арестован и его фотографии обошли весь мир. Их увидели и в Баку. И в те же дни появилась информация о том, что в столице Азербайджана готовится теракт против посольства США, в связи с чем правительство этой страны предупредило своих граждан, находящихся в Азербайджане, о возможной опасности…
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год