Баку волнует “исламский экстремизм”

Н.АЛИЕВ, М.БАГИРОВ

Волна протестов верующих Азербайджана, возмущенных оскорбительной публикацией в адрес шейх уль-ислама хаджи Аллахшукюра Пашазаде приобрела настолько грандиозные масштабы, что в ситуацию вынужден был вмешаться президент страны Гейдар Алиев (об этом наша газета уже сообщала).

После публичного выступления главы государства полиция приступила к оперативным мероприятиям по защите нравственности. Под прицелом правоохранителей оказались ночные увеселительные заведения, дамы легкого поведения и т.д. – судя по всему, делается все для того, чтобы успокоить чувства верующих.

Оскорбление главы Управления мусульман Кавказа вещь, конечно, недопустимая. Однако еще несколько лет назад вряд ли кто-то мог поверить в возможность массовых выступлений мусульман в Азербайджане. И они, судя по реакции властей, восприняты весьма серьезно. “Исламский фактор”, который вроде бы не оказывал большого влияния на государственную деятельность, стал находить все большее воплощение в реальной политике.

В этом контексте интерес представляет статья в российской газете “Время МН”, перепечатанная вчера официальными изданиями Азербайджана. Автор публикации – Андрей Никольский – утверждает, что выступление президента Гейдара Алиев больше было направлено на предупреждение разрастания исламского экстремизма в Азербайджане на почве дискредитации духовного лидера А.Пашазаде.

“Защита “национальных нравственных ценностей и традиций”, – пишет Никольский, – нужна президенту в первую очередь для стабилизации власти и социально-политической обстановки. А в вопросах удержания власти он (Г.Алиев, – ред.) мастер”. Внимание привлекла не сама заметка Никольского, а то, что она была, как по команде перепечатана в азербайджанской официальной печати.

Вероятно, это можно расценить, как некое послание о том, что руководство страны серьезно подходит к проблеме исламского экстремизма и держит ее в центре внимания. Скорее всего, оно адресовано некоторым внешним силам, рассматривающим Азербайджан в качестве потенциального “исламского государства”.

Вспоминается нашумевшее заявление официального представителя Министерства национальной безопасности о том, что ряд религиозных организаций, контролируемых спецслужбами Ирана и ряда арабских стран, ставит целью захват власти в Азербайджане.

Было заявлено, что экстремисты пытаются создать у властей чувство неуверенности, одновременно формируя собственную социальную базу и готовя свои кадры и структуры для захвата власти. Уже тогда прозвучало предложение закрепить в Уголовном кодексе страны меры ответственности за религиозный экстремизм.

В одном из прошлых номеров “Эхо” сообщало о некоторых международных экстремистских структурах, заинтересованных в распространении своего влияния на Азербайджан и другие страны СНГ. Эти данные приводятся и на сайте российского ФСБ. Здесь выделяют следующие “международные террористические и экстремистские организации, представляющие потенциальную угрозу безопасности стран СНГ”: “Братья-мусульмане”, “Международный исламский фронт против иудеев и христиан”, “Аль-Каида”, “Серые волки”, “Хизбут-Тахрир аль-Ислами” (“Партия исламского освобождения”), “Товба”.

По словам главы Антитеррористического центра, созданного в рамках Содружества, генерал-майора ФСБ Бориса Мыльникова, основная задача этих организаций – пропаганда идей исламского фундаментализма в местах компактного проживания мусульман. Особый интерес проявляется ими к регионам Кавказа и Центральной Азии, где их стратегической целью является создание исламского халифата.

Уже известно, что фактически решен вопрос о создании на постоянной основе филиала Антитеррористического центра в Центрально-Азиатском регионе, столице Кыргызстана Бишкеке. Однако, если ситуация в Азербайджане будет развиваться такими темпами, то возможно уже в скором времени филиал создадут и в Баку.

Антитеррористический центр, как сообщает его руководитель, располагает информацией “о готовящейся новой волне терроризма. Прежде всего это связано с акцией вторжения на территорию среднеазиатских государств вооруженных бандформирований, прикрывающихся лозунгами радикального исламского фундаментализма”.

По мнению Мыльникова, угроза исходит, прежде всего, из “самого гнезда международного терроризма – талибского Афганистана”. Сегодня в этой стране, помимо пуштунских племен, враждующих с так называемой северной коалицией (таджики, узбеки и хазарейцы), насчитывается примерно 12,5 тысячи неафганцев. Они, по словам главы Антитеррористического центра, прошли боевую подготовку и получили боевой опыт, активно поддерживают радикальных исламистов во всех странах, в том числе в СНГ.

Кстати говоря, не так давно представитель министерства обороны Индии также заявил об угрозе для Азербайджана, которая исходит от талибов. По данным ЦРУ, от 50 до 70 тысяч исламских боевиков из 55 стран прошли в последние годы обучение на тренировочных базах в Афганистане.

Но вернемся к сайту ФСБ России. Как можно заметить, в списке фигурирует название довольно известной в Азербайджане структуры – общества “Товба”. Вот что сообщается по поводу этой организации. “Товба” – экстремистское религиозное движение, имеющее сторонников в Азербайджане, Узбекистане и Кыргызстане”.

Глава азербайджанского общества “Товба” хаджи Абдул, которого “Эхо” попросило прокомментировать эти обвинения, расценил их как безосновательные. “Наша организация, – сказал он, – была создана в 1985 году и преследовала цели нравственного совершенствования людей через покаяние”.

По словам хаджи Абдула, деятельность “Товба” никакого отношения к экстремизму не имеет. Она строится на принципах отказа каждого ее члена от употребления наркотиков, спиртных напитков, неприятия национальной, религиозной, региональной розни.

Хаджи Абдул сказал, что после своего образования в Азербайджане “Товба” развернула деятельность и в других мусульманских и немусульманских республиках Советского Союза, в которых были созданы идентичные организации.

Что касается организации “Братья-мусульмане”, по утверждению сайта, на территории государств Содружества она имеет собственные структуры, действующие под названиями “Общество социальных реформ” и Кувейтская общественно-благотворительная организация. Наша газета сообщала, что в Минюсте подтвердили наличие у “Общества социальных реформ” официальной регистрации в Азербайджане. Однако назвать юридический адрес этой структуры затруднились.

Это объясняется тем, сообщил “Эхо” глава пресс-службы МНБ Араз Гурбанов, что с момента своей регистрации в Азербайджане (10 июня 1994 года) кувейтская организация “Общество социальных реформ” никакой деятельности не проводила, и представителей этой структуры в Азербайджане нет.

А.Гурбанов заверил, что деятельность любой организации (религиозной, политической или любой другой), угрожающей национальным интересам и азербайджанскому народу, “пресекалась, пресекается и будет пресекаться соответствующими структурами Азербайджана”. “Работа, проводимая МНБ в этом направлении – тому подтверждение”, – подчеркнул глава пресс-службы…

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год