Н.АЛИЕВ, НУРАНИ
Ближний Восток накануне большой войны – сегодня в этом уже мало кто сомневается. Во многих странах раздаются призывы отправить в Палестину добровольцев.
Новый президент Сирии Башар Ассад отдал приказ о проведении масштабных военных маневров – намек слишком прозрачен, чтобы его можно было не заметить. И самое опасное в том, что в скором будущем в ближневосточный конфликт может быть втянут и Азербайджан.
“Связующим звеном” в этом для Азербайджана вдобавок к уже существующему конфликту с Арменией, разгорающемуся противостоянию на Каспии, и по меньшей мере непростой ситуации на севере Азербайджана может стать “фактор” Ирана. Тегеран по традиции считается одним из “ведущих игроков” на Ближнем Востоке.
В числе главных условий нормализации своих отношений с Ираном США требуют от Тегерана прекратить противодействие мирному процессу на Ближнем Востоке и отказаться от спонсирования международного терроризма – речь идет главным образом о таких группировках, как “Хезболлах”, “Исламский джихад” и т.д. Нынешний виток напряженности исключением не стал.
Представители официального Тегерана вновь выступают с жесткими антиизраильскими заявлениями. Президент Ирана Мохаммад Хатами в телефонном разговоре с главой Саудовской Аравии принцем Абдуллой ибн Абдальазизом ас-Саудом резко высказался в адрес Израиля.
Как говорится в распространенном в среду пресс-службой администрации иранского президента заявлении, Хатами обвинил Тель-Авив в “распространении террора на территории Палестинской автономии, который может привести только к эскалации напряженности и ввергнуть страны региона в широкомасштабный вооруженный конфликт”.
Параллельно нарастает напряженность на Каспии. Тегеран категорически отвергает обвинения в нарушении иранскими самолетами азербайджанского воздушного пространства. По словам пресс-представителя МИД Ирана Хамида-Реза Ассефи, иранские самолеты летали исключительно над территориальными водами Ирана (! – Н.А. и Н.), и эти полеты не несут в себе угрозы ни одной из соседних стран.
Заявления азербайджанской стороны Ассефи опроверг как “враждебные”, заявив вдобавок, что они явились для него “сюрпризом”. После чего, еще раз напомнив, что Иран выступает за мирное урегулирование спора на Каспии, заявил, что вмешательство в ситуацию внерегиональных стран только еще больше усложнит проблемы региона.
Антиазербайджанская кампания развернута и в иранской прессе. “Меры, предпринятые Ираном, чтобы не допустить активности нефтяных компаний, подписавших контракты с Азербайджаном, в его территориальных водах, продемонстрировали стремление страны защищать свои интересы в регионе на основе законов и норм международного права”, – утверждает Tehran Times, ведущая англоязычная газета страны.
Список обвинений в адрес нашей страны весьма обширен. Немалое место тут занимает выбор “дорогого и неэкономичного” маршрута трубопровода Баку – Джейхан и то, что Азербайджан отказывается от транспортировки нефти по иранской территории, потому что того требуют США.
Известная публикация в турецкой газете “Хюррийет” о том, что иранскому послу в Анкаре Гусейну Лавазания была вручена нота МИД Турции, не осталась без внимания в Иране. Как заявил журналистам пресс-секретарь МИД Ирана, посол ИРИ действительно побывал в турецком МИД, но обсуждались на встрече вопросы двусторонних отношений.
В МИД Турции от комментариев нашей газете по этому поводу уклонились – как известно, дипломаты вообще весьма осторожно комментируют утверждения прессы. В Посольстве Турции в Баку напомнили об уже известном пресс-релизе, где приводилась официальная позиция МИД Турции о том, что спор вокруг Каспия должен быть урегулирован исключительно мирным путем, и указали, что позиция Турции с того времени изменений не претерпела.
Известно, однако, и другое. Между Баку и Анкарой, как известно, существует и договор о военном сотрудничестве, который может послужить правовой основой и для оказания Турцией Азербайджану военной помощи. Как правило, в Азербайджане его рассматривали как возможный юридический повод для вступления Турции в армяно-азербайджанский конфликт, однако при наличии достаточной политической воли он может быть применен и к каспийскому.
Возрастает и жесткость реакции со стороны США. Официальный представитель госдепартамента США Филипп Рикер уже назвал действия Ирана “провокационными” и “контрпродуктивными” для решения региональных проблем мирным путем. Кроме того, он еще раз подтвердил готовность США оказать странам региона помощь и поддержку.
Это тут же вызвало более чем бурную реакцию Ирана. Ассефи назвал заявления США “провокационными” и “неверными” и вновь выступил категорически против вмешательства внерегиональных стран в каспийский спор. Комментируя сообщение турецкой “Хюррийет”, Tehran Times не преминула заметить, что сообщение это, мол, появилось спустя неделю после визита в Анкару премьер-министра “сионистского режима” Ариэля Шарона, и вопрос о ситуации на Каспии обсуждался и на переговорах между “турецкими и сионистскими” представителями. Разумеется, намерение Турции вести войну с Ираном, опираясь на помощь “сионистов”, Tehran Times именует “преступным”.
Расширение связей с Израилем превратилось сегодня в Азербайджане в одну из наиболее обсуждаемых тем, главным образом после публикации в азербайджанской прессе сообщений, что Израиль готов оказать Азербайджану любую помощь, вплоть до военной.
Между тем известно и другое – оказать Азербайджану помощь Израиль предлагал еще несколько лет назад, во время краткого визита в Баку тогдашнего премьер-министра этой страны Беньямина Нетаньяху – “жесткого” лидера. Вот как рассказывал об этом в интервью “Эхо” ответственный сотрудник министерства иммиграции Израиля Давид ШЕХТЕР, входивший в состав делегации, побывавшей в Баку: – Беньямин Нетаньяху отправлялся с визитом в Японию и Южную Корею. И на обратном пути он остановился в Баку…
– В Баку это было воспринято как сенсация…
– Все было совершенно нормально, это был рабочий визит. По дороге в Японию мы остановились в Китае, а на обратном пути, оказавшись рядом с Баку, сделали здесь посадку. Это была первая встреча, но Алиев оказал необычайно теплый прием. Президент Азербайджана не хотел отпускать Нетаньяху. Более того, он буквально заставил Сару (супругу главы израильского государства) отправиться посмотреть ночной Баку, что она и сделала, а сам разговаривал с премьер-министром.
– А о чем шел разговор?
– Насколько я помню, речь шла о нефти, направлении трубопровода. Для Азербайджана нефть – вещь обычная, здесь ее много. Ну а у нас ее нет. Затрагивались вопросы взаимоотношений с Турцией, странами бывшего СССР – Туркменистаном, Казахстаном и др. Говорили о том, чем Израиль мог бы быть интересным для Азербайджана, каким образом мог бы помочь, какие поставлять технологии и многое другое.
– Как в Израиле оценивают то, что официальный визит президента Азербайджана несколько раз откладывался?
– Никак. Главное, что у Израиля очень хорошие отношения с Азербайджаном.
Практически все аккредитованные в Баку израильские дипломаты: и первый посол Государства Израиль в Азербайджане Элиэзер Йотват, и Аркадий Мил-Ман, и Шмюэль Мойал, и многие другие – постоянно подчеркивали, что Израиль готов к всемерному развитию сотрудничества с Азербайджаном во всех сферах – дело только за нашей страной, вернее за нашей собственной политической волей.
Однако на фоне такого резкого обострения ситуации на Ближнем Востоке вспоминается, что в Иране обвиняли и Азербайджан, и Турцию в “просионистской политике” задолго до визита Шарона в Анкару и появления “израильской карты” в каспийском споре.
И еще в те времена, когда неурегулированность спора вокруг статуса Каспия никто не воспринимал как серьезную угрозу безопасности региона, в иранских газетах появлялись статьи, где Гейдару Алиеву советовали “вспомнить о судьбе Анвара Садата” – президента Египта, убитого местными фанатиками в отместку за подписание с Израилем кемп-дэвидских соглашений.
Таким образом, ситуация становится еще более запутанной и одновременно понятной.Очевидно, что главным “сдерживающим фактором” в развитии отношений с Израилем, чью ценность как военно-стратегического партнера, будем откровенны, переоценить трудно, для Азербайджана остаются опасения по поводу негативной реакции арабских стран.
Однако в Иране в адрес Азербайджана уже де-факто звучат обвинения в “просионистской политике” и т.д. И можно только догадываться, каким окажется их “эхо” после того, как критический рубеж на Ближнем Востоке будет пересечен – а это сегодня, увы, только вопрос времени.
Очевидно, что Иран постарается отыграть “израильскую карту” в возникшем противостоянии с Азербайджаном максимально полно. И для нашей страны важен вопрос, что сегодня продуктивнее: развивать отношения с Израилем в военной области или оглядываться на Иран, который уже объявляет наши территориальные воды своими и ведет себя по принципу “летали, летаем и будем летать”?
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год