И.РЗАЕВ
Вчера председатель партии “Милли Истиглал” (АМИП) Этибар Мамедов провел первую пресс-конференцию в новой штаб-квартире. Беседа с журналистами была посвящена проблемам национальной безопасности. В качестве основной угрозы Э.Мамедов рассматривает “систематическую коррупцию в стране”.
Она, считает председатель АМИП, должна была привести к провалу во внешней политике. “И этим провалом стала агрессия Ирана (имеются в виду неоднократные нарушения воздушных границ страны. – Ред.) и молчание по этому поводу властей Азербайджана”, – заявляет Э.Мамедов.
Причиной молчания властей является то, что “большая часть ворованной нефти продается именно через Иран”. Незаконная продажа нефти, как информировал лидер “Милли Истиглал” – самая большая статья коррупции в стране. На ее долю приходится 2/3 расхищаемых в Азербайджане госсредств.
В качестве доказательства своих слов Э.Мамедов сослался на тот факт, что в 2000 году компании международного аудита и учета Artur Andersen ГНКАР отказала в аудите “Азернефтьяг”. По словам Э.Мамедова, аудитору было заявлено, что документы “Азернефтьяг” сгорели.
Кроме этого, председатель АМИП ссылается на “Меморандум между АР и Международным валютным фондом (МВФ) об экономической и финансовой политике в 2001 – 2002 гг”. Одним из основных требований меморандума является обеспечение “прозрачности” ГНКАР, в целях чего, как гласит ст.V.4 (“Реальный сектор”), “…по истечении каждого месяца ГНКАР должна предоставлять информацию: об объемах добычи нефти и газа; об объемах экспортируемой нефти; продажи нефти и газа ГНКАР на внутреннем рынке; о стоимости реализованных на внутреннем рынке объемов нефти и газа; остатках нефтепродуктов в хранилищах ГНКАР и т.д.”.
Объем незаконно реализуемой нефти составляет, по данным Э.Мамедова, около 1,5 млн. тонн в год. Председатель АМИП указал и на расхитителей нефтяного богатства страны. По его словам, “кроме семьи Алиевых к нефти в стране доступа не имеет никто”. Однако из текста меморандума не следует, что ГНКАР занимается хищениями нефтепродуктов. В этом документе говорится о “проблемах со сбором налогов с ГНКАР”.
В качестве причины последнего указывается то, что “…эта компания проводит множество квазифискальных операций, замещая государство”. В интервью “Эхо” глава пресс-службы ГНКАР Мамед Мирзоев опроверг обвинения Э.Мамедова, назвав их “беспочвенными”. Кроме того, считает Мирзоев, “1,5 млн. тонн – не буханка хлеба” и пропажу такого объема нефти скрыть невозможно. Известна и реакция правящей “Ени Азербайджан”.
“Абсурдными” назвал в интервью “Эхо” обвинения Э.Мамедова заместитель исполнительного секретаря ПЕА Мубариз Гурбанлы. По его словам, в случае, если высказывания председателя АМИП подпадут под уголовное преследование, то партия подаст на Э.Мамедова в суд. Отметим, что пока хранит молчание диппредставительство Ирана – страны, которую Э.Мамедов фактически обвинил в соучастии в хищениях.
Обвинения Этибара Мамедова касаются не только коррумпированности властей. Другой проблемой национальной безопасности лидер АМИП считает попытки властей ослабить политические организации Азербайджана. Именно вследствие целенаправленной политики властей, говорит Мамедов, и лишилась своей штаб-квартиры АМИП. “Однако для сильной партии наличие или отсутствие штаб-квартиры значения не имеет”.
Поэтому, заверил Мамедов, “Милли Истиглал” свою работу продолжит. Вместе с тем, считает лидер АМИП, “попытки властей Азербайджана ограничить внутриполитическую активность несут прямую угрозу национальной безопасности страны”.
В результате население страны может подпасть под влияние “спекулянтов от религии”. В качестве примера Э.Мамедов привел развитие событий в соседнем Иране, где “политическая активность, в результате непродуманного запрета деятельности партий, перешла в мечети”.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год