НУРАНИ
Согласно сообщению сайта PanARMENIAN, коммунистическая партия Армении, которая, как известно, является одной из серьезных политических сил и обладает заметным влиянием и поддержкой, находится на грани внутреннего раскола. На недавнем заседании бюро ЦК КПА было принято решение исключить из бюро главу парламентской фракции коммунистов Гранта Восканяна.
Кроме того, Восканян, в советское время занимавший в течение нескольких лет пост председателя президиума Верховного Совета Армении, был также освобожден от обязанностей главы фракции компартии в национальном собрании Армении.
Вопрос о его преемнике будет решен после окончания парламентских каникул. А двумя неделями раньше со своего поста был смещен секретарь ереванского горкома КПА Юрий Манукян.
Армянские коммунисты – не единственная партия, переживающая сегодня период “внутренних потрясений”. С середины июля продолжается глубокий кризис в народной партии Армении, созданной ныне покойным Кареном Демирчяном, бывшим первым секретарем ЦК КП Армении и вместе с республиканской партией Армении, составившей блок “Единство”. Тогда блок одержал сокрушительную победу на парламентских выборах 1999 года.
После смерти Карена Демирчяна (он был убит террористами в парламенте 27 октября 1999 года) партию возглавил его сын Степан. О выходе из народной партии заявил спикер парламента Армении Армен Хачатрян, его примеру последовал Роберт Енгоян. Еще раньше партию покинули другие соратники Демирчяна: Амаяк Оганесян и Владимир Бадалян.
А девять депутатов парламента Армении от народной партии, в том числе вице-спикер парламента Гагик Асланян и генерал Гурген Егиазарян, выступили с заявлением, где подвергли резкой критике деятельность новоизбранных членов политсовета НПА. О фактическом неповиновении руководству партии заявила региональная организация центрального района Еревана.
Через несколько дней о выходе из народной партии заявили Ашот Галоян и Мисак Мкртчян. Сложившуюся в НПА ситуацию прокомментировал даже президент Армении Роберт Кочарян: “Партия не вещь, чтоб получить ее по наследству”.
А после того, как прошло внеочередное заседание парламента Армении, состоялось заседание фракции “Единства”. От обязанностей секретаря фракци был освобожден “народник” Вардан Мкртчян, преемником которого стал… Гагик Восканян. А депутаты, оставшиеся в НПА, не нашли ничего лучше, чем бойкотировать заседание фракции.
Не менее острые процессы происходят и в другой влиятельной оппозиционной партии – “Национально-демократическом союзе”. От обязанностей руководителя парламентской фракции освобожден лидер партии Вазген Манукян, который на заседании не присутствовал. Обязанности руководителя временно возложены на члена правления НДС Сейрана Авакяна.
Формально причиной “рокировочки” стало то, что ранее правление приняло решение о недопустимости совмещения постов председателя и руководителя фракции. Тем не менее уже через несколько дней проявились острые разногласия между правлением и политсоветом НДС.
На очередном заседании политсовета обсуждался вопрос об изменениях в составе правления партии, большинство членов которого настроено против лидера НДС Вазгена Манукяна.
А члены правления заседали в другом месте. Причем один из них, Филарет Берикян, в интервью агентству “Арминфо” заявил, что не только правление, но и значительная часть членов политсовета не разделяет взгляды Вазгена Манукяна, который “стремится единолично руководить партией без учета позиции правления и политсовета”.
На этом фоне армянские СМИ еще в конце июля сообщили о формировании в Армении очередного оппозиционного альянса. Соответствующие консультации ведут лидеры народной партии, партий “Республика”, “Национальное единение”, “Фронт национального согласия”, а также общественной организации “Честь офицера”. Однако внятных сведений об их результатах пока что не появилось.
На первый взгляд, подобные внутрипартийные рокировки и перестановки не представляют особого интереса. Тем не менее складывается впечатление, что в политическом лагере Армении начался период “перегруппировки сил”. При этом понятно и другое. Рейтинг власти в сегодняшней Армении весьма невысок, и президент может рассчитывать только на АРФ “Дашнакцутюн”, и то дашнаки его скорее терпят, чем реально поддержкивают.
И пока что относительное благополучие власти в Армении обеспечивала уникальная ситуация: при наличии серьезного недовольства властью после гибели лидеров “Единства” Карена Демирчяна и Вазгена Саркисяна не было ярких и популярных оппозиционных лидеров. А так как партии в Армении по-прежнему создаются “под конкретную личность”, то не появлялось и влиятельных оппозиционных течений.
Нынешний процесс “внутрипартийных рокировок” представляет для власти немалую потенциальную опасность. Практически во всех партиях “линия раскола” совершенно четко проходит между их “старыми” и “новыми” лидерами. И не исключено, что в результате на политической арене и окажутся те самые новые и яркие оппозиционные политики, способные бросить вызов власти.
А это уже заставляет следить за событиями в Армении с утроенным вниманием: как показывает опыт и отставки первого президента Армении Левона Тер-Петросяна, и срыва ки-уэстских договоренностей под разговоры о “территориальном размене”, острота внутриполитических споров оказывает самое непосредственное влияние на переговорный процесс.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год