Осетровых на Каспии скоро не будет

Н.АЛИЕВ, Дж.ИБРАГИМОВА

Каспий в последнее время стал ареной не только политических и экономических противоречий. Самый большой в мире внутренний водоем, статус которого не могут определить политики и дипломаты, уже много лет переживает не лучшие времена – гибнут десятки тысяч тюленей, сотни тонн погибшей кильки плавают на поверхности моря, с катастрофической скоростью исчезают осетровые, которые вместе с нефтью составляют основное природное богатство водоема…

Ученые забили тревогу. Причем, осознав необходимость объединенных усилий для спасения уникального моря, в разработке совместных действий участвуют все прикаспийские страны.

Так, вчера по инициативе тематического центра “Управление рыбными и другими коммерчески важными биоресурсами”, функционирующего в Астрахани, на Каспии началась научная экспедиция.

Всекаспийская экспедиция продолжительностью в 45 дней пройдет в рамках Каспийской экологической программы (КЭП). Как сообщила советник по связям с общественностью КЭП Элина Фарманова, экспедиция должна была начаться раньше, но выход судна в море пришлось отложить на один день по причине штормовой погоды.

Основная цель экспедиции – оценка запасов основных видов промысловых рыб, и прежде всего осетровых. Впервые на Каспии, наряду с традиционными исследовательскими методами, будет использоваться современная гидроакустическая съемка. Эхолот будет вести съемку всего того, что находится между судном и морским дном.

Подобное наблюдение толщи морской воды позволит получить подробную информацию о видах рыб и их количестве по всему маршруту корабля. Таким образом, будут определяться численность мигрирующих рыб, оцениваться биомасса их кормовой базы, выявляться особенности их питания. Экспедиция также планирует выявить распределение рыб в акватории моря.

По словам Э.Фармановой, результаты экспедиции будут обнародованы по завершении исследовательских работ после всестороннего анализа.

Пока же приходится оперировать имеющимися данными. Информация о самых ценных обитателях уникального водоема мира – осетровых обширна. Но, возможно, в скором времени она пополнит справочники о вымерших животных…

Вкус, который придется забыть

Считается, что самая лучшая икра производится из рыб семейства осетровых. Да и вообще это самый ценный продукт из всех продовольственных. В 100 граммах черной икры содержится 280 калорий, а, к примеру, в том же количестве мяса и молока – 120 и 70 калорий соответственно.

В Каспии пока еще есть самое большое в мире стадо осетровых рыб, которое еще не так давно составляло 90% всех мировых запасов. Но это “пока еще”, подчеркивают ученые, и продлится оно недолго. В 2005 году должно произойти то, что еще недавно казалось нереальным – будет выловлен последний осетр.

Каждый год после окончания путины подсчитываются примерные природные запасы рыбы. На основе данных определяются квоты на ловлю в новом году. В 1995 на Каспии официально добыли 1700 тонн осетровых. В 2000 – 460 тонн. Квоты на следующую путину – 200 тонн.

Но сейчас даже простой отказ от какой-либо официальной ловли осетровых положение не изменит. Браконьеры России, Азербайджана, Казахстана и Туркменистана совместными усилиями за последний год выловили 14 тысяч тонн рыбы. По данным агентства KODA, незаконная добыча осетровых достигла как минимум пяти тысяч тонн в год.

Единственная страна, которая пытается поддержать популяцию осетра, – Иран. Он ежегодно выпускает в Каспий миллионы мальков. В остальных странах региона, в том числе и в Азербайджане, процветает браконьерство. О его масштабах говорит хотя бы тот факт, что граждан Азербайджана, ведущих незаконный промысел осетровых на Каспии, задерживали в российских территориальных водах пограничники.

Недавно “Независимая газета” сообщила со ссылкой на пресс-службу Северо-Кавказского регионального погрануправления, что трое граждан Азербайджана задержаны в моторной лодке и у них обнаружено около полутора килограммов черной икры. Это говорит о том, что браконьеры занимались хищническим промыслом, выбрасывая выловленных осетров после потрошения обратно в море.

В результате, например, только в Москве, как утверждают специалисты, вся продаваемая икра добыта браконьерами. В прошлом году, по информации российского отдельного контрольно-пропускного пункта “Махачкала”, ежедневно в Москву из Дагестана отправляли не только десятки килограммов черной икры, но и около 10 тонн браконьерской осетрины. Если это действительно так, то за год браконьеры только из Дагестана отправляют до 3650 тонн осетровых.

Различные организации, отвечающие за рыбоохрану, не могут даже точно определить ущерб. Но примерная сумма, которой оперирует так называемая рыбная мафия, – от 1 до 5 миллиардов долларов. И это только в России.

Американские эксперты по осетровым утверждают: черная икра русского (читай – бывшего советского) производства – обычный товар в магазинах Нью-Йорка. И тоже, как правило, нелегального происхождения.

Браконьеры получают от своей варварской деятельности огромные прибыли. Цена килограмма черной икры в Лондоне – около двух тысяч долларов. В других странах еще дороже – 3 – 3,5 тысячи долларов. Подпольные торговцы предлагают его всего за 750 долларов и не остаются внакладе. Кстати, на бакинских рынках икра стоит еще дешевле – около 70 – 80 долларов за килограмм.

По мнению международных экспертов, остановить незаконную торговлю икрой может только отказ западных торговцев и владельцев ресторанов от покупки контрабандного товара. Но этого ждать не приходится…

Войны браконьеров

На Каспии нет специальной промысловой зоны – рыбу вылавливают везде, где только ходят. Осетр просто не может найти место для размножения и роста.

В Астраханской области России даже рыбаки говорят, что рыбу поймать становится тяжело. За нее разворачиваются настоящие войны. Несколько раз волжские браконьеры пытались высадить свои десанты на побережье Калмыкии, где местные рыбаки просто перегораживали сетями все пути, по которым рыба идет на нерест. Десанты не удавались – их встречали оружейной стрельбой.

В Дагестане браконьеры регулярно нападают на пограничные заставы, где находятся конфискованные у них лодки. Уже несколько лет Иран, мировой лидер по продаже икры, предлагает своим соседям по Каспию перенять его опыт – там для передвижения по морю оставляется только узкая километровая береговая черта. Все, кто за нее выходит, расстреливаются с вертолета. А контрабандисты осетровых в Иране нередко получают пожизненные сроки и даже смертную казнь – “за уничтожение национального достояния”.

Российские пограничники тоже борются с браконьерами. Но и они просто не в состоянии уследить за всем этим подпольным потоком ценной рыбы и икры. Участок того же Каспийского погранотряда составляет около 700 километров. На каждую заставу приходится в среднем по 100 километров. И это при штате в 40 человек. Для сравнения: по плотности личного состава, задействованного в охране морского побережья, Россия уступает США в 22 раза.

Впрочем, даже с минимальными силами российские пограничники периодически проводят успешные операции, вызывающие недовольство икорной мафии. Это недовольство и вылилось в итоге во взрыв в городе Каспийск жилого дома, в котором жили семьи офицеров-пограничников. Затем в конце апреля 1997 года средства массовой информации России сообщили, что в еще одном доме Каспийска, населенном пограничниками, найдено и обезврежено мощное взрывное устройство.

Что касается Азербайджана, то здесь недовольство икорной мафии до таких масштабов не доходит. Впрочем, понятно почему – наши пограничники даже не в состоянии уследить за военными кораблями соседних государств, что уж тут говорить о своих браконьерах.

Перевозка и рынки сбыта

Только в Махачкале действует около 50 независимых друг от друга “челночных” фирм, работающих с 10 крупными холодильниками и специализирующихся на перевозке осетровых продуктов.

На дне фуры или рефрижератора заранее оборудуются термосы, куда кладут замороженную “в лед” рыбу, маскируют сверху картошкой или арбузами. Скрытная переброска рыбы в холодильные камеры или закрома икрообрабатывающих кустарен стоит 3 тысячи “зеленых” с каждой машины.

Неудивительно, что при столь грамотно поставленном деле кустарная икра попадает даже за рубеж. В списке самых доходных видов бизнеса “грязь” (так в Дагестане браконьеры называют черную икру) уступает разве что наркотикам.

По информации российских СМИ, в последнее время из-за растущего противодействия со стороны пограничных войск и перекрытия ими некоторых каналов сбыта икры дагестанская “икорная мафия” начала вывоз продукции через Азербайджан, где действуют свои “икорные” дельцы, в Турцию и далее в Европу.

Впрочем, что-то остается и в Турции. Так, по сообщению сайта “Интер-полис”, Турция, официально вообще не вылавливающая в Каспии осетров и не имеющая никакой квоты, заявила в 2000 году о продаже на экспорт ста двадцати тонн черной икры.

В общем осетровым Каспия, пережившим динозавров и являющимся золотым фондом природы, браконьеры отвели максимальный срок для существования – четыре года…

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год