“Большая игра” на Каспии

НУРАНИ

Посольство ИРИ в Азербайджане распространило официальное опровержение сообщений азербайджанских СМИ о том, что 7 августа иранский самолет-разведчик нарушил границы воздушного пространства Азербайджана, и заявило, что подобные сообщения бросают тень на двусторонние отношения.

А по информации агентства “Туран”, нарушения иранскими самолетами-разведчиками азербайджанского воздушного пространства приняли систематический характер: 8 августа с 16.00 до 17.50 два самолета ВВС Ирана сначала совершали полеты над перспективной структурой “Шарг”, затем один из них направился в сторону Баку, долетел до точки над морем в 150 км юго-восточнее столицы Азербайджана, после чего повернул обратно, а другой самолет направился на запад, в сторону азербайджанского побережья Каспия, и, не долетев до него, также развернулся. После этого оба самолета вернулись в зону перспективной структуры “Шарг” и, совершив несколько облетов, улетели в Иран.

9 августа, по сообщению ANS, иранский истребитель МиГ был замечен над Сальянами – похоже, не ограничиваясь полетами над морем, иранские ВВС начали летать и над сушей. По сведениям очевидцев, МиГ имел опознавательные знаки иранских ВВС, летал на небольшой высоте, почти касаясь “многоэтажек” в Сальянах, и его полеты вызвали панику среди местного населения.

Затем, по информации телеканала “Лидер”, воздушные границы страны нарушили еще два самолета. Показательно, что опять никто не заметил азербайджанских истребителей-перехватчиков. То ли мы для принятия ответных мер ждем бомбового удара по нашей территории, то ли просто не считаем нужным уважать собственный суверенитет, хотя справедливо требуем такого уважения от соседних стран.

На этом фоне внимание большинства аналитиков в Каспийском регионе приковано к визиту в Москву и Ашгабат заместителя министра иностранных дел Ирана Али Ахани. По некоторым данным, проведя 8 августа переговоры со своим российским коллегой, спецпредставителем президента РФ по Каспию Виктором Калюжным.

Али Ахани встретился также с первым заместителем министра иностранных дел России Александром Авдеевым. Завершив свое пребывание в российской столице, Али Ахани отправился в столицу Туркменистана, Предполагается, что он также посетит Баку и Астану.

По информации МИД России, в ходе встречи Ахани и Калюжного стороны признали договоры от 1921 и 1940 года в качестве правовой основы, регулирующей в настоящее время деятельность на Каспии, подтвердили, что считают своей основной задачей сохранение Каспия как моря мира, дружбы и сотрудничества, и согласились, что “скорейшее достижение договоренности относительно нового правового статуса Каспийского моря на основе общего согласия пяти прикаспийских государств позволит подвести прочную правовую базу под взаимовыгодное сотрудничество на Каспии, в том числе в области освоения нефтегазовых ресурсов”, и “этапным событием в этом процессе призван стать саммит каспийской “пятерки”.”

А посольство ИРИ в Азербайджане в этой связи указало, что Тегеран и Москва до определения правового статуса Каспия не признают официально никаких границ(! – Н.), причем указывается, что речь идет об общей позиции обоих участников переговоров (хотя ни российский МИД, ни СМИ столь радикальных формулировок не приводят).

Ахани отметил, что вопросы раздела Каспия на его встрече с Калюжным не обсуждались, однако высказался за то, чтобы каждая из стран получила 25-мильную суверенную зону территориальных вод на Каспии, а наиболее справедливым был бы принцип кондоминиума.

Иранский дипломат подтвердил заинтересованность своей страны в строительстве трубопровода Иран-Армения. Плюс ко всему он дал Калюжному “полезные разъяснения” по поводу предстоящего саммита прикаспийских стран, договоренность о проведении которого была достигнута в Сочи во время саммита СНГ.

Причем, если на черноморском курорте говорили о четырехсторонней встрече, подразумевая, что старая советско-иранская граница пересматриваться не будет, и новые границы на Каспии – это дело четырех постсоветских прикаспийских стран, то Ахани дал понять своим российским собеседникам, что Иран желал бы превращения этого саммита в пятисторонний.

Хотя иранский дипломат и признал, что официального приглашения на саммит Иран еще не получил тем не менее Ахани дал понять журналистам, что Иран будет принимать участие в прикаспийской встрече. Подобное “уточнение” предстоящей встречи российская газета “Коммерсантъ” прокомментировала весьма иронично: “Гейдар Алиев неверно понял Владимира Путина”.

За изменением числа участников прикаспийского саммита нетрудно усмотреть и корректировку российской позиции: в самом деле, если старая советская граница остается в неприкосновенности, как о том говорили после сочинских переговоров, то зачем вообще приглашать на саммит Иран?

А если она, по мнению России, может быть пересмотрена, то чего стоят прежние заявления России, которые в Баку вполне справедливо сочли проазербайджанскими?

Тем более трудно себе представить, что в России не отдают себе отчета в том, что заявления о непризнании всех границ на Каспии до того, как все прибрежные страны договорятся по его статусу, превратят Каспий не в “море мира и дружбы”, а в опаснейший очаг нестабильности.

Показательно, что Иран уже открыто требует от Азербайджана и Казахстана прекратить разработку нефти на Каспии.

Так, глава иранского МИД Камаль Харрази в интервью национальному телевидению Ирана заявил, что зксплуатация углеводородных ресурсов Каспия должна осуществляться на основе его правового статуса, который пока не определен, и до выработки правового режима на Каспии нужно воздержаться от проведения любых исследовательских или эксплуатационных работ на шельфе.

Сделанные участниками переговоров заявления “для печати”, что Каспий должен оставаться морем мира и дружбы, а все спорные проблемы следует решать на основе взаимного консенсуса и путем переговоров, не вызывают споров, но они лишь в малой степени способны прояснить истинные намерения и позиции.

Показательно, что даже МИД Турции выступил по сути дела с теми же формулировками. Пресс-представитель МИД Турции Хусейн Дириоз в интервью Анатолийскому агентству заявил, что Турция уверена в том, что напряженная ситуация, возникшая в последнее время между Баку и Тегераном, будет разрешена в процессе переговоров.

А если учесть, что на фоне подобных заявлений Иран продолжает “акции устрашения” в отношении Азербайджана и “войну нервов” с нашей страной, то опасность провоцирования на Каспии полномасштабной войны по-прежнему велика. Вопрос только в том, сознают ли это в официальных структурах Азербайджана или мы по-прежнему надеемся на то, что в Иране и Туркменистане возобладает здравый смысл.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год