С.МУСТАФАЕВА
В Азербайджане растет число приверженцев других религий или радикальных течений ислама. По мнению некоторых теологов, это происходит из-за нестабильности социальной жизни в стране.
В свою очередь, социальная напряженность, порожденная экономической незащищенностью населения, является причиной появления многочисленных христианских сект и миссионерских организаций, которые ведут незаконную пропаганду.
Согласно информации МНБ Азербайджана, на сегодняшний день в стране существует 360 религиозных организаций, из которых 54 немусульманские. На этом фоне, согласно тому же источнику, в государстве нашли распространение религиозные организации, получающие моральную и материальную поддержку из Ирана, перебазировавшиеся в мечети, медресе под видом благотворительных обществ.
Существует и другая угроза – ваххабизм – суннитское течение ислама, пропагандирующее сунну в том виде, в котором она существовала во времена пророка Мохаммеда. Численность последователей этого течения в Азербайджане, по данным МНБ, достигла 7 тысяч человек.
Мы, со своей стороны, попытались узнать степень информированности населения о происходящем. Оказалось, что 15 респондентов, с которыми мы побеседовали на улицах Баку, не видят никакой угрозы в распространении ваххабизма.
По их мнению, в Азербайджане, который придерживается шиитского течения ислама, суннизм не примет столь широкого выражения. По мнению же остальных, ваххабизм влечет за собой опасную тенденцию исламского фанатизма. Так, один из опрашиваемых считает, что ваххаббизм отличается несколько “смешным радикализмом”.
В качестве примера пожелавший остаться неизвестным респондент привел случай с разрушением талибами в Афганистане статуи Будды. Что касается распространения ваххабизма в Азербайджане, то, по его мнению, это происходит с благословения самого государства, дабы предотвратить повсеместное возвращение людей к истинным истокам ислама.
“Вы думаете, что спецслужбы страны не знают о том, что происходит? Однако они ничего не предпринимают, чтобы предотвратить это. Обратите внимание на внешний вид ваххабита, который, как правило, далек от опрятности. В Коране не говорится о том, что мусульманин должен отрастить бороду до “пупа”. И таких противоречий в этом течении предостаточно”.
По мнению сотрудника Министерства здравоохранения Эльмара Даньярова, в результате того, что в душах людей образовалась огромная пустота, им необходимо было ее чем-то заполнить. Ваххабизм противоречит любому человеческому фактору именно потому, что пытается воплотить святые вроде бы идеи в жизнь, манипулируя силой.
Домохозяйка Афаг Мустафаева, в свою очередь, рассказала про своего сына, который стал ярым приверженцем ваххабизма. Женщина с горечью рассказала, что решение сына о том, чтобы совершать намаз, ежедневную молитву, приняла с радостью. Однако вскоре сын изменился до неузнаваемости.
Он перестал веселиться, запрещая при этом делать это всем членам семьи. Стал замкнутым и молчаливым. О том, что он стал ваххаббитом, она догадалась после того, как поделилась с соседями. А.Мустафаева призналась, что не знает, что делать. Благо дело разрушили мечеть в Хатаинском районе, куда он ходил по пятницам. Но это ничего не изменило.
Как видите, ваххабизм на сегодняшний день реальность, с которой надо считаться. Посему хочется отметить, что новосозданному Госкомитету по работе с религиозными организациями еще придется “попотеть”. И главным образом, основным аспектом этой работы должно быть распространение достоверной информации об исламе.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год