Р.ХАЛЕДДИН, Р.ОРУДЖЕВ
На днях в Худате (Хачмазский район) местные власти закрыли одну из мечетей, расположенную в центре города, прихожанами которой были мусульмане-сунниты. Всего же в городе действовали две мечети – шиитская и суннитская. По некоторым данным, причиной закрытия священного храма стало резкое увеличение в северном регионе Азербайджана числа сторонников ваххабизма.
Ваххабитов местные мусульмане-сунниты называют “хариджиды” (“выбравшие иной путь”) В Худате последние ходили молиться в теперь уже закрытую мечеть. Население Худата даже поговаривает о том, что перед закрытием храма богомольные мужчины-бородачи подверглись преследованию со стороны местных стражей порядка. Полицейские, как утверждают, в принудительном порядке остригали им бороды.
И это не пустые слухи. Наш корреспондент убедился в этом, когда поговорил с одним из потерпевших, который считает, что насильное бритье бороды – это не только нарушение его прав на свободу вероисповедания, но и прямое оскорбление человеческого достоинства.
Вероятно, местные власти полагают, что таким способом им удастся пресечь нежелательное распространение ваххабизма. Но нам кажется, что они ошибаются. Теперь мусульманам-суннитам, которых в Худате большинство, негде даже отслужить молебен. Между тем шиитская мечеть действовать продолжает. В результате определеная часть жителей города выражает недовольство.
Вместе с тем распространение ваххабизма начало серьезно менять ситуацию в Гусарском районе. Местные ваххабиты не перестают пополнять свои ряды молодыми людьми – обычно теми, которым нечем занять свой досуг. А повальная безработица – это бич района. Часть молодежи находит выход из положения, уезжая на заработки в Россию.
Наш корреспондент стал очевидцем обряда бракосочетания ваххабитов, который существенно отличается от того, что мы привыкли называть свадьбой. Так, чтобы перевезти невесту в дом жениха, ее сажают на деревянные носилки, в которых мусульмане обычно переносят покойника. Во время перевозки невесты мужчины (шествие состоит только из сильной половины человечества) читают молитвы. После окончания церемонии, которая проходит без какого-либо музыкального сопровождения, невесту заводят в дом. Мы далеки от того, чтобы комментировать подобные церемониалы, но не отметить их некоторую странность не можем.
По мнению ученого-теолога, председателя Центра религии и демократии Наримана Гасымоглу, ваххабизм – чисто арабский феномен. Это течение пропагандирует возврат к истокам ислама. Они (ваххабиты) считают, что мусульмане должны пропагандировать сунну в том виде, в котором она существовала еще во время здравия пророка Мухамеда. Ваххабиты выступают против всякого прогресса, в том числе и технического. Совсем недавно с этой проблемей столкнулась Саудовская Аравия, страна, в которой это течение в исламе – государственная религия. Там всерьез был поставлен вопрос: “Внедрять ли новые технологии?”. Надо сказать, что влияние ваххабизма оказалось настолько сильным, что правительство чуть было не согласилось ответить на этот вопрос отрицательно.
Что же касается закрытия мечети, то, по словам Н.Гасымоглу, власти глубоко ошибаются, если полагают, что таким примитивным способом они смогут бороться с распространением ваххабизма. Для решения этого вопроса необходимо вести открытую полемику с обсуждением религиозной культуры и с привлечением специалистов-теологов.
Между тем председатель Госкомитета по работе с религиозными структурами Азербайджана Рафик Алиев, как выяснилось, ни о чем вышеописанном не слышал. Ему также неизвестно о том, что молодых приверженцев радикальных суннитских течений ислама принуждают сбривать бороды:
– Я такой информацией не обладаю. Во всяком случае, мы такого распоряжения никому не давали и давать не имеем права. Я не думаю, что кто-то мог пойти на такие меры самовольно, наверное, до вас дошла неверная информация, которую кто-то целенаправлено распространяет. …
Мы не имеем права давать подобные распоряжения – в административном порядке сбривать кому-то бороды. На данный момент таких вещей не существует. Я только знаю, что в Худате была закрыта одна мечеть, находившаяся в аварийном состоянии после прошлогоднего землетрясения. Это было примерно с неделю назад.
Сами верующие обратились по этому поводу к властям, затем были проведены проверки госкомиссии, этнокомиссии на местах, и ввиду аварийности здания мечеть была закрыта.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год