Помпеям угрожает мафия

Помпеи опять опустошены, но на этот раз вулкан ни при чем. Если раньше археологическим памятникам угрожали пепел и пемза Везувия, то теперь – преступники и халатность.

Мафия расхищает сокровища древнеримского города. Дикие собаки бродят по его замусоренным и заброшенным виллам. В одной трети города так и не были проведены раскопки, поскольку существуют небезосновательные опасения, что найденные ценности будут разграблены ворами, активно сотрудничающими с местными коррумпированными чиновниками.

Поджоги, угрозы убийства и вымогательства стали повседневной рутиной, поскольку неаполитанская мафия “Каморра” хочет получать свою долю от 2,5 миллиона доходов, которые ежегодно приносит городу туризм.

В отличие от сицилийской “Коза Ностры”, “Каморра” не имеет внутренней иерархической структуры, которая бы упорядочивала отношения между соперничающими кланами, которые находятся в постоянной борьбе за первенство. “Вы никогда не знаете, кто придет завтра, это какое-то безумие”, – говорит один торговец.

145 акров мощеных улиц с расположенными на них виллами, магазинами и банями опустошены и заброшены в результате бездарного менеджмента, хотя рекламные кампании, проводимые в Лондоне и Токио, утверждают обратное.

Главное археологическое управление города Помпеи получило независимость от министерства культуры, ему было также разрешено расходовать заработанные деньги на городские нужды. Частные спонсоры обещали внести большие деньги. За всем этим последовал ряд улучшений: был построен магазин, внедрено современное оборудование для продажи билетов, планировалось проведение реставрационных работ.

Но разговоры о возрождении Помпеи – не более чем профессиональный рекламный трюк. Три четверти монументов и построек различного назначения, открытые для доступа широкой публики еще полвека назад, теперь закрыты для посещения.

Охранники отгородили себе участки земли, на которых с успехом занимаются растениеводством. Пластиковые бутылки, стаканы и пакеты свалены в кучу сразу за виллами. Найти в Помпеях туалет, освежающий напиток или доктора, теперь значительно труднее, чем 2000 лет назад.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год