Войска из Карабаха на границу с Ираном?

И.ГУЛИЕВ, Х.ИСМАЙЛОВА

Иранские самолеты нарушают воздушные границы Азербайджана с регулярностью не меньше, чем раз в день. Видимо, это у иранских ВВС постепенно входит в привычку.

Но больше всего поражает реакция азербайджанских властей. Судя по информациям ANS, Минобороны Азербайджана о случаях нарушения границ даже не знает. Хотя глава пресс-службы МО Рамиз Меликов утверждает обратное: “Министерство обороны обо всем знает. Все эти случаи фиксируются. У нас сильная ПВО”.

Хотя какой от этого резон, все-таки неясно. Ведь журналисты находят подтверждение фактам нарушения границ в других инстанциях. Впрочем, это – вопрос второстепенный. Гораздо важнее то, готовы ли мы к эксцессам на воздушной границе с Ираном.

Как сообщают представители того же МО, всегда готовы. Однако на вылазки иранских ВВС все же не реагируем. Причину Рамиз Меликов объясняет, цитируя слова своего министра: “Иран нам не вражеское государство, и поэтому мы только фиксируем нарушения”. Агрессия, по словам Меликова, не метод решения, и именно поэтому действия ИРИ подверглись критике со стороны Азербайджана и мирового сообщества.

Отметим, что после инцидента на Каспии, произошедшего 23 июля, глава погранвойск Эльчин Гулиев говорил о необходимости усиления контроля на морских границах общими усилиями МО и внутренних войск Азербайджана.

В связи с этим появилось предположение, что такое “усиление контроля” будет происходить за счет техники и концентрированных на линии огня с армянскими агрессорами военных сил. У не очень-то верящих в возможность Азербайджана уследить сразу за двумя источниками угроз такие предположения могут вызвать тревогу за ситуацию в Карабахе. Но эту тревогу не разделяют наши нынешние и бывшие стражи Родины. По словам Рамиза Меликова, необходимости в передислокации войск нет все по той же причине: Иран нам не враг.

У бывшего замминистра обороны Исы Садыгова другой повод для оптимизма: “Азербайджан в дислокации войск на границе с Ираном не нуждается. У нас достаточно сил и средств, чтобы охранять свои границы, с какой бы стороны ни исходила угроза нападения. Кроме того, границы сегодня охраняются пограничными войсками, а у них есть все необходимое для того, чтобы защитить рубежи Родины”.

По мнению бывшего министра обороны Таджеддина Мехтиева, укреплять границы нужно не только во время кризиса. А что касается конкретной ситуации с Ираном, то, учитывая, что приграничные с этой страной Джебраильский и Губадлинский районы находятся под вражеской оккупацией, фактически общая граница с Ираном не так уж и велика. Ответ на вопрос, есть ли необходимость в передислокации войск из Карабаха, по мнению Мехтиева, дать сложно.

“Во время Великой Отечественной войны, – сказал Мехтиев, – Гитлер одним ударом сломил укрепленную советскую оборону, уничтожил все передовые части, а в тылах уже ничего не оставалось. Опыт многих войн показывает, что сильные войска держать на передовых частях не так уж необходимо. Нужно иметь сильные погранвойска, а за ними оборонительные укрепления. Основные же силы надо держать в глубине”.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год