Пора снять розовые очки

Зохраб ГЕЗАЛБЕЙЛИ, политолог

У польского короля Яна Собеского была сабля с надписью: “Берегись неверных друзей, а от врагов я тебя защищу”. К сожалению, особенностью нашей ментальности является простодушие, наивность, замешанная на быстрой потере памяти. Только мы можем в одноммгновение объявить своего соседа другом, лучшим товарищем, наконец, братом.

Кажется, в нашей истории было достаточно фактов, которые должны были помочь избавиться от этих иллюзий, но нет. Почти двести лет тому назад мы проявили мягкосердечие и приютили у себя армян из Ирана и через некоторое время объявили их нашими братьями. А они устроили нам “братскую” резню.

Не успела высохнуть кровь Джавадхана, а уже иные правители с готовностью подписали договор с “братской” Россией на вечные времена. При этом учебники истории все время нас уверяли, что это была большая любезность со стороны россиян. Спасибо им и нашим “братьям”-армянам, не преминувшим напомнить о своих нравах, утопив в крови азербайджанцев. Эта же наивность мешала нам распознать истинные помыслы советских правителей, неоднократно пытавшихся расчленить Азербайджан.

До каких пор мы будем допускать одни и те же ошибки? То наши историки в один голос твердили о нашем общем происхождении с фарсами, другие доказывали арабские корни. Потом все поголовно стали говорить на русском, при этом строя горькую мину на лице, услышав рядом родную азербайджанскую речь и ассоцируя это с отсталостью интеллекта. Были и поэты, с сарказмом отзывавшиеся о родных музыкальных инструментах. Одно время ударились в поголовное тюркоязычие.

Как понять, когда мой единокровный турок, приехав два года назад в Баку, так и не стал говорить на азери, а, наоборот, заставил нас говорить с анатолийским акцентом. Да, природная мягкость, присущая нашей ментальности, часто оборачивается нашей головной болью. Пора отрезвиться и снять розовые очки. Да, фарсы – наши соседи, и надо их воспринимать такими, какие они есть. Только у нас может быть такой радикализм: или брат, или враг. А они всего лишь соседи. Пусть даже единые по вере. Но это не дает основания умиленно взирать на них, ожидая братских объятий.

Да, могут быть ходы, напоминающие истинную дружбу, но при этом не следует удивляться обратному. В сложные времена для Азербайджана Иран оказал помощь в размещении и организации временных пунктов для беженцев.

Но иранцы же без всякого угрызения совести предложили построить армянам энергосистемы на оккупированных землях Азербайджана. То же самое присуще и России. Пройдет еще уйма лет, но геополитическая стратегия не изменится. Как Россия, так и Иран будут иметь интересы в Азербайджане (так же как и в Армении).

Но все это надо воспринимать естественно, не надо бить себя в грудь, мол, видите, какие они, дескать, братья. Нет никакого “удара” и “измены”. Они делают свою политику. Другой вопрос: а понимаем ли мы реалии сегодняшнего дня? Для многих после демаршей Ирана явилось неожиданностью осторожность, проявленная руководством нашей страны. Некоторые поспешили в этом увидеть шаги нерешительности (не скрою, и я так думал). Но, поостыв, задумался.

А ведь не стоит ждать радикальных шагов. К сожалению, все время забываем, что Иран надо воспринимать таким, каким он есть, то же самое относится и к другим нашим соседям.

Да, к сожалению, я так же, как вы, не могу понять моих земляков (левых), которые еще пытаются доказать, что надо чуть ли не прощение просить у Ирана. Можно обижаться на Турцию, предприми она хоть на 1% такие же действия. Но этого нет и не будет. А так трижды прав наш президент, отдавший предпочтение спокойному рассмотрению конфликта.

Стоит ли обижаться на Туркменистан, если для нас не секрет, как любят там великого и незабвенного Туркменбаши, лидера, объявившего себя руководителем нейтральной страны, проводящего политику под девизом “Истина в каракумских песках”? Да, пора менять характер. Мы тот народ, который когда-то собрался на площади, готовый голыми руками противостоять советским танкам.

Но мы в то же время те, кто добровольно садился и вставал по указке недоучившегося студента. В конце приведу несколько строк великого Сенеки: “Не смешивай все в одно – и ты поймешь, что и тут есть чего желать. Пусть пытки обойдут меня, но если уж придется их терпеть, я пожелаю себе мужества, благородства, величия духа. Или – с чего бы мне предпочесть войну? Но если она начнется, я пожелаю себе отважно переносить и раны, и голод, и все, что неизбежно война несет с собою.

Я не настолько безумен, чтобы жаждать болезни, но если случится болеть, я пожелаю себе и сдержанности, и стойкости. Итак, желать следует не бедствий, а добродетели, помогающей их одолеть”.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год