Н.АЛИЕВ, Р.ОРУДЖЕВ, Х.ИСМАЙЛОВА
Вчера Иран предложил Армении присоединиться к проекту транспортного коридора “Север – Юг” и принять участие в реализации программы ввода в строй нового международного транспортного маршрута. Глава секретариата коридора “Север – Юг” Мохаммад Джавад Атрчиан заявил, что с этой целью Тегеран направил в Ереван письменное послание, в котором сформулированы тезисы и идеи, касающиеся увеличения числа участников проекта.
Аналогичное послание направлено и в Казахстан. “По завершении работы в Тегеране первого российско-ирано-индийского семинара по проблемам новой транспортной артерии участники форума не только подписали меморандум о взаимопонимании, выработали рекомендации по улучшению функционирования коридора “Север – Юг”, но и пришли к выводу, что к его реализации следует привлекать другие страны”, – сообщил Атрчиан.
Он пояснил, что более 20 стран из региона Индийского океана, Персидского залива, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Северной Европы обратились с просьбами в секретариат о предоставлении полной информации о коридоре “Север – Юг” с тем, чтобы определить для себя перспективы присоединения к проекту. Между тем на фоне обострения азербайджано-иранских отношений намерение Тегерана привлечь к этому грандиозному проекту Армению вполне можно расценить, как очередной антиазербайджанский шаг.
Но известно, что президент Азербайджана Гейдар Алиев, по словам вице-премьера правительства РФ Виктора Христенко, не против подключения страны к транспортному коридору “Север – Юг”, который, по словам российского вице-премьера, “принесет значительные доходы обеим странам”. Более того, по сообщению “Интерфакса”, В.Христенко даже заявил о том, что “президент Алиев уже дал распоряжение о присоединении Баку к реализации проекта транспортного коридора “Север – Юг”.
Одновременно Христенко выступил и с рядом других заявлений, еще более запутывающих ситуацию в регионе. Так, по его словам, Россия “внимательно относится к проекту строительства газопровода Иран – Армения и готова рассматривать вопрос об участии в нем”. “Москва готова искать взаимовыгодные компромиссы с Ираном и Арменией”, – сказал он.
Затем вице-премьер Виктор Христенко допустил возможность присоединения Армении к договору о союзном государстве между Россией и Беларусью, тем более, что “в договоре о союзном государстве упоминается возможность присоединения к нему и других государств”. Заметим, что ирано-российское сотрудничество является одним из крупнейших, если не сказать – самым крупным, экономическим альянсом в регионе.
Только в этом году, по словам главы российского торгпредства в Иране Валентина Румянцева, товарооборот между Россией и Ираном составит около 1 млрд. долларов. Известно также, что вложения российского Газпрома в этом году в газовый проект “Южный Парс” в Иране составят порядка 100 млн. долларов США. Ясно, что подключение Еревана к этому сотрудничеству не отвечает интересам Азербайджана.
Ведь веру в решение карабахской проблемы мирным путем до сих пор поддерживала лишь надежда на то, что ослабевшая экономика Армении не выдержит дальнейшей изоляции от региональных проектов, и Ереван сбавит агрессивный тон на переговорах Баку от участия в совместных проектах с Ереваном до сих пор отказывался, несмотря на попытки почти всех международных структур склонить его к этому. И международные структуры, возможно, даже поневоле склонялись к мнению Баку. Также происходило и с проектом “Север – Юг”.
В силу своего географического положения Азербайджан является необходимым звеном в этом транспортном коридоре.
По словам завсектором аппарата президента Рустама Мамедова, Россия, так давно стремившаяся обеспечить себе выход к “теплым водам”, крайне заинтересована в реализации этого проекта, а без участия Азербайджана он не осуществим. Азербайджан в принципе не против, но тот факт, что здесь задействована и Армения, по словам Р.Мамедова, может заставить Баку отказаться от проекта. Ведь известно, что руководство Азербайджана однозначно заявило – до разешения конфликта в Карабахе никаких совместных с Ереваном проектов и быть не может.
И Тегеран, подключившийся недавно к мирному урегулированию карабахского конфликта, решил подобрать методы, благодаря которым можно оказать нажим на Азербайджан. Ситуация на переговорах зашла в тупик, Армения не идет на уступки из-за своих военных побед, а Азербайджан – в силу экономического превосходства. А последние события на Каспии, спровоцированные Ираном, несомненно, поставили Баку в неловкое положение.
Еще более усугубилась ситуация в военной сфере – после нарушения иранскими ВВС и ВМС наших границ даже рьяные сторонники возобновления военных действий в Карабахе заметно притихли. В общем попытка запугать удалась.
Теперь дело за малым – заставить Азербайджан отказаться от своего основного козыря – экономического давления на Ереван. А если прибавить к этому политические козыри от союза Армении с Россией и Беларусью, то каков будет расклад сил за столом переговоров через некоторое время, предугадать несложно. Предполагать, что Тегеран исходит только из интересов Еревана, конечно же, несерьезно.
Но логику соседнего государства понять можно: коль уж пришлось прибегнуть к силе, то почему бы не использовать ситуацию до конца – решить проблемы спорных месторождений и статуса Каспия, показать Азербайджану рискованность “западных трубопроводов”, преподать урок борцам за независимость Южного Азербайджана (военная победа практически достигнута, ведь наши военные на нарушения границ уже даже и не реагируют). И эта победа будет влиять и на карабахское урегулирование – Иран показал, что не считаться с ним в Прикаспии невозможно.
Синхронность действий России, Туркменистана, Ирана и Армении вызывает серьезные опасения, которые разделяет и политолог Вафа Гулузаде.
Он, впрочем, в перспективу реализации планов Ирана не верит: “Я считаю, что это просто провокация, рассчитанная на то, чтобы заставить азербайджанское руководство отказаться от своих достижений”. Эти провокации, по мнению Гулузаде, только усиливают нашу позицию. Азербайджан, считает политолог, сейчас подвергается военному и психологическому давлению, но “это приведет к тому, что Азербайджан получит дополнительную поддержку Запада”.
Правда, сейчас складывается ощущение, что помощь несколько запаздывает…
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год