Н.ГУЛИЕВА
Вчера в Баку прошло первое заседание азербайджанских представителей совместной азербайджано-иранской госкомиссии по сотрудничеству в экономической, торговой и гуманитарной сферах. Председательствовал на заседании министр экономического развития Фархад Алиев. Как сообщили “Эхо” в МЭР, на заседании была проанализирована работа прежнего состава комиссии, которой с 1995 по 2000 годы руководил экс-вице-спикер Милли меджлиса Яшар Алиев.
Напомним, что за этот период было парафировано 4 межправительственных соглашения – о сотрудничестве в области авиации, в таможенной сфере, об избежании двойного налогообложения, а также меморандум по сотрудничеству в промыслово-геологической области.
На повестке дня госкомисии “последнего созыва” – подготовка проектов 7 соглашений, 4 из которых – о сотрудничестве в области международных автоперевозок, торговли, культуры, а также образования и спорта, – уже переданы на рассмотрение иранской стороны.
Среди этих документов особое место занимает и Соглашение об определении границы. Согласно существующим нормам, сухопутная граница между Азербайджаном и ИРИ определена вдоль реки Аракс.
Но в последние годы река, поменяв направление, обделила Азербайджан, и срезав путь добавила к территории ИРИ 5 км. Следовательно, есть необходимость в пересмотре самих существующих норм, чтобы пограничная линия не зависела от прихоти разливов. Кроме того, на заседании было уделено внимание ускорению процесса подписания соглашения в области грузоперевозок.
Дело в том, что прежний двусторонний договор между Азербайджаном и Ираном официально был рассторгнут еще в 2000 году, а срок его действия истек в 1997-м. Тем более, что, по словам вице-президента госконцерна “Азеравтонаглиййат” Акифа Мустафаева, соглашение, подписанное в 1992 году, в целом не отвечало интересам Азербайджана.
Проект нового соглашения был подготовлен сразу после расторжения старого и в прошлом году дважды представлен на рассмотрение иранской стороны. Камнем преткновения стали пункты о введении разрешительной системы на въезд грузовых машин и взимании налогов в Дорожный фонд, с которыми иранская сторона никак не желала соглашаться.
Согласно статистике, ежегодно в Азербайджан въезжает порядка 25-30 тыс. иранских грузовиков, а из Азербайджана в ИРИ (с учетом грузопотока в Нахчыванскую АР через Билясуварский район по территории Ирана), – вдвое меньше.
Азербайджан предлагал определить квоты с учетом количества грузовых транспортных единиц, следующих в ИРИ, а Иран в свою очередь настаивал на разрешении на въезд минимум 20-25 тыс..
По словам А.Муставаева, иранские условия делают саму разрешительную систему бессмысленной: “Если в кинотеатр будут пропускать всех подряд, то зачем нужны билеты?”.
В итоге азербайджанская сторона решила согласиться с другим предложением Ирана – брать разрешения на границе за наличную оплату. Предположительно, она будет составлять $160.
Что касается вопроса о взимании налогов в Дорожный фонд, то он еще обсуждается. В настоящее время азербайджанская сторона такого налога у иранских грузоперевозчиков не требует, что вызывает недовольство турецких транспортников, требующих, чтобы дорожные льготы применялась и к ним. Поэтому данный пункт был внесен и в проект соглашения с Ираном.
“Это вполне справедливо, ведь наши дороги часто не бывают приспособлены под иранские тяжелотоннажные грузовики и разрушаются. А нам приходится их ремонтировать, тратить на это средства из бюджета”, – отметил А.Мустафаев.
Иранская сторона, естественно, с такой постановкой вопроса не согласна… Но не считая этих пунктов, в целом по проекту документа с иранской стороной соглашение было достигнуто.
С учетом всех предложений, азербайджанская сторона доработала проект и через МИД Азербаджана официально представила Ирану на рассмотрение. Будет ли он принят на этот раз? По словам А.Мустафаева, скорейшее подписание документа помогло бы решить многие проблемы между транспортниками двух стран.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год