З.ФАИКГЫЗЫ
В минувшую субботу cостоялся первый из трех вступительных экзаменов в высшие учебные заведения страны. Сдавали экзамен абитуриенты I (математические и инженерные специальности) и IV (медицинские, химические и биологические специальности) групп (33751 абитуриент, соответственно 30085 и 3666 – на азербайджанский и русский секторы обучения). Согласно статистике большинство поступающих – юноши. В I группе на 1641 место претендуют 22824 абитуриента. В IV группе на 1380 мест – 10927 человек. Экзамены были проведены в Баку и Нахчыване соответственно в 61 и 3 зданиях. Это что касается цифр.
Впервые ход экзамена можно было отследить в режиме on-line. На официальном сайте ГКПС в течение дня выставлялась информация об экзамене. Итак, судя по электронной версии, экзамен 28 июля в госкомиссии начался в 6.00 – вопросники расфасовывали по мешкам. Последняя запись отмечена в 19.00 – сейф с помещенными туда картами ответов опломбировали.
Но, не полагаясь на информационные технологии, корреспонденты “Эхо” утром 28 июля отправились в ГКПС воочию наблюдать за процессом экзаменов. Мы были аккредитованы в первом корпусе университета “Азербайджан” с кодовым номером 50. Но, несмотря на выполненные нами все процедуры аккредитации в госкомиссии, в университет нас так и не впустили.
Четверо полицейских и человек в штатском, стоявшие в воротах заведения, сославшись на приказ коменданта здания, посоветовали нам ждать окончания экзамена, после чего, видимо, мы сможем спокойно осмотреть… пустые аудитории. На них не подействовали наши пропуска, выданные госкомиссией по приему студентов с печатью одноименной организации. После уведомления сотрудников госкомиссии инцидент был улажен. Но на вопрос “кто виноват?” мы ответа так и не получили.
Несмотря на неоднократные предупреждения госкомиссии, некоторые абитуриенты пытались пронести на экзамен шпаргалки, но в результате жесткого контроля такие факты были пресечены. Примечательно, что в этом году впервые с целью изъятия шпаргалок абитуриенток на входе “обыскивают” специально привлеченные девушки. Помимо шпаргалок на экзамен запрещается проносить мобильные телефоны, пейджеры и другие средства связи.
Вообще если систему экзаменов доверили компьютеру, то при пропуске абитуриентов в здание все зависит от человеческого фактора. Бывали случаи, когда в здание не допускались абитуриенты с пропуском со слишком жирной печатью или по другим причинам. Большинство проблем, возникающих на проходной, имеют все же объективный характер: просроченные формы номер девять, заменяющие паспорт, а у юношей в основном отсутствовали приписные свидетельства из военкомата.
Любопытно, что вплоть до начала экзамена госкомиссию осаждали абитуриенты, в основном из Бардинского района, с аналогичными проблемами. Кому-то удавалось уладить вопрос, кому-то – нет. Некоторые, не выдержав напряжения и понимая, что этот год они, по всей видимости, пропускают, рыдали: и родители и дети.
Перед университетом как всегда родственники ожидали своих чад, причем некоторые пришли всей семьей. Погода в прошлую субботу выдалась очень жаркая. Ожидающие расположились перед воротами здания в тени, правда, на всех ее не хватило и пришлось стоять под палящим солнцем.
Больше повезло тем, кто успел занять несколько столиков в кафе напротив. В университете серьезных нарушений правил проведения экзаменов не было замечено. Так вот, в университете “Азербайджан” из 288 абитуриентов на экзамен по неизвестным причинам не явились шесть человек. Экзамен начался в 11.30 и закончился в половине третьего.
В 14.30 из “бункера” на четвертом этаже после долгого затворничества выпустили и авторов тестов, и работников типографии, отпечатавших вопросники. Напряжение в госкомиссии начинает спадать. Следующий экзамен состоится 2 августа. Итоги же будут обнародованы после 5 августа – завершения экзаменов во всех пяти группах.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год