Х.ИСМАЙЛОВА И.ГУЛИЕВ
Разговоры о готовящемся союзе партии Народного фронта (ПНФА) с “Милли Истиглал” (АМИП) усилили внимание оппонентов к этим двум партиям. У АМИП возникла проблема со штаб-квартирой, а ПНФА вновь оказалась в центре нападок.
За последний месяц в центре внимания оппонентов, как из властей, так и из оппозиции, оказались лидеры этой партии. Особое внимание привлек к себе зампред ПНФА Асим Моллазаде.
– Ваше имя в последнее время склоняют все чаще…
– Дело в том, что много из того, что происходит сегодня в нашей оппозиции и, соответственно, выплескивается на страницы газет, уходит корнями в новейшую историю Азербайджана. В нашей стране, в отличие от многих бывших советских республик, национально- освободительное движение было сильным и многочисленным. И, как обычно бывает в революциях, множество людей, не обладающих необходимыми навыками и образованием, втянулись в политику. Они-то и образовали пену вот этой волны политической активности.
Многие из них стремились к власти исключительно для того, чтобы решить какие-то личные проблемы. Покойный Эльчибей говорил, что те, кто устоял перед российскими танками, не смогли устоять перед взятками.
Неудивительно, что за нападками на нас стоят те, кто завалил власть Народного фронта либо своей бездарной работой, либо открытыми провокациями. Эти люди, привыкшие разрушать, не отвечают задачам, стоящим сегодня перед политиками. Азербайджан – независимое государство, и нужно решать конструктивные задачи – строить демократическое и цивилизованное государство, которое должно интегрироваться в европейские структуры, проводить глубокие экономические и политические реформы.
Все это требует знаний, умений, образования, мировоззрения, кругозора. А многие наши политики просто лишены этих качеств. И свое существование в политической среде они пытаются поддержать политическими интригами.
Почему объектом нападок стала прежде всего ПНФА? Дело в том, что многие из тех, у кого амбиции несоразмерны с их интеллектуальным потенциалом, понимают, что попытка конкурировать с лидерами ПНФА обречена на неудачу. Ну вот они и используют методы, к которым привыкли, по их же словам, “засели глубоко в окопах” и разбрасывают грязь, которую они сами в эти ямы и набрали.
Азербайджан должен двигатся вперед. И сегодня борьба за власть в стране должна идти в политической плоскости. Если будут использоваться другие методы, страна покатится к хаосу.
Мы ведь помним, как СССР создавал ситуацию хаоса во многих странах. Это достигалось методами устранения политических лидеров от управления процессами – либо физически, либо путем очернения. В такой ситуации на сцену выходит матрос, опоясанный пулеметными лентами, и борьба за власть идет уже в плоскости, которая разрушает государственность.
Так вот, некоторые политики нашего времени, унаследовавшие эти методы, не обладая возможностями конкурировать политически, прибегают к клевете, к “черному пиару”. Может, они и не знают, что это означает, но методы используют именно эти.
– Говорят, что вы контролируете Али Керимова…
– Ну, это как раз клевета не против меня, а против Али Керимова. Ему хотят создать его образ, человека неволевого, управляемого. Али Керимов обладает талантом упровлять, что и позволило ему стать одним из политических лидеров этой страны. Выходит, надо его чернить. Причина – в растущем влиянии нашей партии и лидера.
Наряду с давлением со стороны властей ПНФА стала объектом атак так называемой “оппозиции в оппозиции”. Не имея возможности вести борьбу с властями, дожидаясь “часа Х”, они пытаются использовать время для борьбы с будущими конкурентами. Мы, в отличие от них, “часа Х” не ждем, а боремся с властями.
– Вас как раз обвиняют в обратном – в сотрудничестве с властями…
– Есть конкретные факты – открытая критика политики властей, с которой мы выступаем как в прессе, так и в парламенте. В отличие от наших оппонентов из окопов, мы используем все методы демократической борьбы. Активно участвуем во всей общественно-политической жизни страны – будь это обсуждение бюджета, или акции протеста по поводу проблем карабахских инвалидов. Многие из так называемых радикальных оппозиционеров на акции в защиту инвалидов просто не пришли. В трудные моменты они почему-то исчезают. Но вот забросать кого-то грязью всегда готовы.
Но общественное мнение обмануть все равно им не удается. Люди к нам идут, и мы готовы уже сейчас сказать им, что намерены делать, придя к власти.
– Кстати, о власти. Из оппозиции к власти собирается “Мусават”…
– Их цель – власть. Наша цель – изменения, которые произойдут после того, как мы придем к власти. Речь идет не о власти, а о работе. Мы знаем, каким образом надо укрепить государство, как решить самые главные проблемы, в том числе карабахскую. Например, нам нужно провести реформы в образовании. Азербайджану нужно иметь кадровый потенциал. Не просто 17 тысяч студентов экономического университета, а квалифицированных менеджеров во всех областях экономики.
– Для такой работы нужна команда. Прежнее правительство Народного фронта у власти побывало, но команды создать так и не смогло…
– Вот это как раз то, о чем я говорил раньше. Тогда таких людей было мало. А сейчас есть команда, есть программа, конкретные конструктивные модели, в рамках которых должны проходить реформы в Азербайджане. Реформы политические, экономические и многие другие, которые должны повлиять на социальную ситуацию в стране.
Причем нужно использовать такую модель реформ, которая позволит достичь результатов в скором времени. Мы работаем над этой моделью и формированием команды, которая сможет воплотить в жизнь эти идеи. Азербайджану нужны реформы в здравоохранении, образовании и даже духовные реформы, чтобы наша страна освободилась от моральных уродов – “совков”. Вот формированием этой команды мы и заняты.
– На фоне разрозненности политических сил Азербайджана ваши обещания звучат не очень убедительно…
– Наша партия всегда стояла в центре интеграционных процессов. Показательно в этой связи сотрудничество с АМИП. Я думаю, что сближение этих двух правоцентристских партий продиктовано прежде всего идейной близостью, а также общностью поставленных задач.
– Вы говорите о союзе с АМИП. Но и в вашей партии выступают против этого сотрудничества.
– В партии в целом очень серьезная поддержка этого союза. Выступаюших против очень мало. Другое дело, что союз ПНФА с АМИП вызвал резкое сопротивление и недовольство властей, с одной стороны, и агрессию оппонентов из лагеря оппозиции – с другой.
Власти понимают, что этот блок может составить очень серьезную альтернативу правящей команде и способен сменить их у власти. А наши оппоненты из оппозиции осознают, что союз ПНФА-АМИП не оставляет им шансов в борьбе за власть.
Поэтому многие пытаются добиться, чтобы союз между партиями не был заключен. В самой ПНФА этот союз обсуждался на всех уровнях – как в президиуме и в меджлисе, так и в зональных совещаниях, беседах с группами рядовых “фронтовиков”. Могу вас заверить, большинство членов ПНФА этот союз поддерживает.
А что касается АМИП, то там тоже есть несколько лиц, которые не совсем довольны этим. Но все же думаю, это сотрудничество состоится.
– Но если большинство довольно, в чем же проблема, почему не заключаете пакт о сотрудничестве?
– Идет интенсивная работа. Мы согласовываем буквально все действия, оговариваются все случаи. Практически еженедельно проходят консультации между председателями – Али Керимовым и Этибаром Мамедовым. Самое главное – между руководством партии есть понимание необходимости создания этого союза.
– Но не оговорены ключевые моменты. Например, кто будет единым кандидатом в президенты и какие посты будут заняты командами ПНФА и АМИП…
– Я думаю, что все это требует серьезной работы. Мы, кстати, вырабатываем опыт создания подобных союзов. И в этом вопросе мы просто пионеры. Каким бы ни было решение, как на президентских, так и на парламентских и муниципальных выборах, оно будет достигнуто методами приемлемыми для обеих партий. Главное, что есть понимание.
– К альянсу с АМИП вы стремитесь, а как насчет объединения с “классиками”, отколовшимися от партии?
– Я бы не назвал это объединением, но процесс воссоединения уже идет. Многие возвращаются в партию, так как уже успели понять, что были обмануты группой людей. А этой группе, которая по заказу определенных сил, как у власти, так и в оппозиции, совершила провокацию в основной конкурирующей с властями оппозиционной партии – ПНФА, дорога назад заказана.
Хотя многие из них уже поняли, что этой группировке, которая называет себя ПНФА, долго не существовать. Они уже определились в выборе партий и лидеров, к которым собираются примкнуть. Так что скоро о группировке, которую вы называете “классиками”, забудут.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год