Что будет делать BP в Азербайджане после инцидента на Каспии

И.РЗАЕВ

Как мы уже сообщали, 24 июля, в связи с демаршем Ирана, компания bp была вынуждена прекратить исследовательские работы на нефтеносной структуре “Араз – Алов – Шарг”.

Напомним, что контракт на разработку этой структуры подписан в 1998 году. Долевое участие сторон на момент подписания выглядело так: ГНКАР – 40%, bp – 15%, Statoil – 15%, ExxonMobil – 15%, TPAO – 10%, AEK – 5%. Согласно условиям контракта (ст. 4), в течение первых трех лет, т.е. до 2001 года, планировалось разработать три разведочные скважины.

Однако, по имеющимся данным, из-за отсутствия плавучих буровых установок работа все время откладывалась. Начало же долгожданной деятельности вызвало протест южного соседа, и в итоге работа была приостановлена.

bp пока не называет каких-либо цифр нанесенного ущерба. Тем не менее в местных СМИ достаточно долго муссируется вопрос о том, будет ли этот ущерб возмещен Азербайджаном. Как заявил “Эхо” бывший глава ГНКАР Сабит Багиров, никакие непредвиденные выплаты нашу страну не ждут.

Инцидент на Каспии подпадает под статью 21 контракта, где оговариваются форс-мажорные условия. В контракте оговариваются “не зависящие от сторон чрезвычайные ситуации, как то стихийные бедствия, войны или другие военные операции”. Агрессия Ирана в данном случае подпадает под определение “другие военные операции”.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год