НУРАНИ
Положение на Кипре уже давно считается классическим примером “замороженного конфликта”. Многолетние усилия посредников, пытающихся урегулировать ситуацию путем переговоров, к желаемым результатам так и не привели.
Однако не исключено, что вскоре дипломатическая активность вокруг Кипра вновь усилится. Урегулирование кипрской проблемы, наряду с положением на Ближнем Востоке и на Балканах, обсуждали на саммите в Генуе лидеры “восьмерки”.
По информации MIGnews.com, президент Турецкой Республики Северного Кипра (ТРСК) Рауф Денкташ заявил в интервью турецко-кипрскому радио, что планирует в самое ближайшее время встретиться с генеральным секретарем ООН Кофи Аннаном, чтобы обсудить возможность вернуться к переговорам.
По его словам, “если встреча с Аннаном пройдет успешно, тогда, безусловно, переговоры могут возобновиться”. Правда, уточнять дату своей встречи с Аннаном он не стал.
Это заявление прозвучало на весьма интересном политическом фоне. 20 июля Северный Кипр отмечал “День мира и свободы” – очередную годовщину высадки турецких войск в северной части Кипра, положившей конец многолетнему межэтническому конфликту на острове.
Кровавые столкновения между греками и турками на Кипре, развязанные греческой фашистской организацией ЭОКА, действовавшей под покровительством Афин и выступавшей за “энозис”, то есть присоединение Кипра к Греции, вспыхнули еще в 1955 году и не утихли после провозглашения независимости Кипра в 1960 году.
В декабре 1963 года президент Кипра Макариос объявил “недееспособной” конституцию Кипра, гарантировавшую двухобщинный статус Республики Кипр и равноправное положение обеих общин острова. В том же году на остров были введены войска ООН, а столицу Кипра – Лефкошу, или, по-гречески, Никосию, разделила “зеленая линия”.
Высадка турецких войск на Кипре стала ответом на организованный ЭОКА военный переворот 15 июля 1974 года. Новые правители Кипра обещали осуществить “энозис” за 5 дней, а над турецкой общиной острова нависла реальная угроза уничтожения. И хотя на греческой стороне острова 20 июля проводят “мемориальные службы” и включают сирены “воздушной тревоги” в тот час, когда на северном побережье Кипра высадились первые десантные части турецкой армии, факт остается фактом: именно высадка турецких войск положила конец 20-летней перманентной этнической войне.
20 июля премьер-министр Турции Бюлент Эджевит, возглавлявший правительство и в 1974 году, когда было принято решение о высадке на остров, заявил, что Анкара продолжит оказывать поддержку ТРСК. А президент ТРСК Денкташ тогда же подтвердил, что “Турция не позволит вернуть остров к положению, существовавшему 19 июля 1974 года”.
Известно и другое. Ранее под эгидой ООН уже была предпринята попытка урегулировать противоречия путем диалога. Причем международных посредников заставляет торопиться принятое Евросоюзом решение о вступлении в эту организацию Кипра – в границах 1960 года, причем греко-кипрская администрация будет представлять весь остров.
В Турции и на турецком Кипре вступление острова в ЕС, куда входит Греция, но не входит Турция, было воспринято как попытка провести окольными путями все тот же “энозис”. Намеки ЕС на возможность принятия в эту организацию и Турции ситуации, похоже, не изменили.
Однако переговоры под эгидой ООН были прерваны, едва начавшись. Турецкие представители потребовали равного статуса двух общин, греко-кипрская администрация же заявляла, что согласна говорить с турецкой общиной острова только как с “меньшинством”. А на турецком Кипре еще не забыли греческий террор 1963 – 1974 годов и на статус “меньшинства”, где бы все “командные высоты” и административные рычаги оказались в руках у греческой администрации, уже не согласятся.
Очевидно, что на этом фоне призыв Денкташа к возобновлению переговоров – это еще один шанс найти решение весьма сложной и неоднозначной проблемы. Однако успех новой посреднической миссии зависит сегодня от поведения греческой стороны.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год