“Целостный Азербайджан” готов к самым радикальным шагам

М.БАГИРОВ

Второй день подряд перед иранским посольством в Баку акции протеста проводит объединение “Целостный Азербайджан” (ОЦА), выражая свой протест против агрессивных действий Ирана на Каспии. Заместитель председателя ОЦА Чингиз Гейтюрк излагает позицию своих соратников так: – Объединение “Целостный Азербайджан” неоднократно заявляло, что это – не первый и не последний выпад иранского режима против азербайджанских тюрков и Азербайджана. Официальные лица Ирана в той или иной форме открыто говорят о том, что независимое азербайджанское государство, каковы бы ни были его размеры, представляет серьезную угрозу для безопасности ИРИ.

Эта установка положена в основу государственной политики Ирана, который прибегает к разным мерам, в том числе таким, что наблюдались 23 июля. Как бы ни был Азербайджан лоялен к Ирану, сколько бы ни стремился к развитию добрососедских отношений, иранский режим от своих агрессивных намерений не откажется.

Посмотрите, сегодня больше других агрессивную политику Армении против Азербайджана поддерживает именно иранский режим. Не ограничиваясь этим, Иран выдвигает территориальные претензии к Азербайджану, нарушает азербайджанские границы.

– И как вы намерены действовать?

– Мобилизовав все силы в Южном и Северном Азербайджане, за рубежом, мы намерены выразить свое отношение к этим действиям Ирана, и если понадобится, готовы прибегнуть к самым радикальным шагам, поскольку это – проблема Родины и нации. Вчера мы провели пикет перед иранским посольством и потребовали принесения официальных извинений Азербайджану и 40 миллионам азербайджанских тюрков. В противном случае наши пикеты будут продолжены.

Мы не исключаем и проведение митинга. Мы созвали чрезвычайное собрание правления ОЦА и определили план дальнейших действий. Мы выступаем за проведение пикетов перед зданиями всех подрывных структур Ирана, которые действуют в Азербайджане под вывесками культурных и религиозных организаций. Готовится обращение к нашим соотечественникам в Южном Азербайджане, в котором мы также собираемся надлежащим образом ответить иранскому режиму.

– Что вы подразумеваете под “самыми радикальными шагами”?

– Конечно, это могут быть не только пикеты и митинги. Вероятны и другие шаги.

– Например?

– Любое наше действие, предпринятое ради защиты своей Родины и нации, законно. Мы защищаем Родину. Была совершена агрессия, проявлено неуважение в отношении государственного образования 40 миллионов азербайджанских тюрков, и на пути борьбы с такой политикой иранского режима любые наши шаги законны. Ни от одного из них мы не откажемся.

– Вы думаете, пикеты перед иранским посольством дают какой-то эффект?

– Они необходимы. Но только пикетами мы ограничиваться не будем.

– Когда вы планируете проведение митинга, и ведутся ли переговоры с политическими партиями и общественными организациями по вопросу участия в нем?

– На своем собрании мы обсудили этот вопрос и приняли решение начать консультации со всеми политическими силами Северного Азербайджана. На митинге мы будем требовать от властей должной реакции на действия иранской стороны. Если бы вчерашнее заявление иранского посла имело место в какой-либо другой стране, его моментально выдворили бы за ее пределы.

Власть ведет себя слишком мягко по отношению к Ирану. И я сожалею, что сегодня власти не думает о том потенциале, который имеется в Южном Азербайджане. Это и позволяет Ирану вытворять все что угодно с Азербайджаном. Но мы дадим ответ и в Южном Азербайджане, и в Северном, и за рубежом. Пикеты будут проводиться и перед иранским консульством в Стамбуле, и в Нахчыване и других городах.

– Вы не думаете, что вашим планам по проведению пикетов и митингов может воспрепятствовать полиция?

– Я желал бы, чтобы в таких общенациональных вопросах полиция была бы вместе с нацией. И я не думаю, чтобы против нас была применена сила. Однако даже самое серьезное давление не сможет помешать нашей борьбе, направленной на защиту своей Родины.

– Как вы думаете, стоит ли теперь президенту страны отправляться с официальным визитом в Иран?

– Надо отказаться от этого визита. Более того, до принесения иранской стороной официальных извинений надо прервать все связи с Ираном. Мы требуем этого от властей.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год