Иран: конкурент и союзник России

Ибрагим Мамедов, журналист

Почему-то все склонны думать, что активность Ирана в нашем регионе выгодна России. Но есть и другая точка зрения. В союзнических связях Тегерана и Москвы таятся причины ожесточенной конкуренции. Доказательство тому – двухсотлетняя история и события, которые имели место 10 лет назад.

В XIX веке, до заключения мирных договоров в Гюлистане и Тюркменчае, Иран и Россия долго воевали из-за Кавказа.

Когда же в январе 90-го советские танки вошли в Баку, официальный Тегеран осудил эту акцию, подготовив почву для своей будущей политики в регионе. В 1992 году, чтобы провалить посредническую миссию Ирана между Азербайджаном и Арменией, российские войска захватили Шушу.

Тогдашний спикер азербайджанского парламента Ягуб Мамедов говорил, что президент Ирана Рафсанджани был от этого в шоке. В то время Россия дала Ирану понять, что именно Москва является хозяином региона и никому ни позволит хозяйничать здесь.

Теперь в регионе сложилась иная обстановка. Первое – нет военных действий, поэтому Россия не может военными средствами помешать мирным процессам. Второе – судя по всему, ирано-азербайджанские отношения дошли до стадии, когда надо делать выбор. В кратчайшие сроки придется решить карабахский вопрос, а также определяться со статусом Каспия.

В Тегеране понимают, что проблемы Южно-Кавказского региона все чаще становятся предметом обсуждения ведущих стран мира. А в настоящее время для Ирана создалась благоприятная ситуация, когда можно активно подключиться к решению региональных проблем. Удобство ситуации заключается в том, что между Грузией и Россией возникли серьезные разногласия из-за военных баз. Россия давит на Грузию экономически и дипломатически. А это значит, что Грузия нуждается в поддержке со стороны.

И как раз в такое время Иран активно подключился к региональным делам. И это подключение выгодно не России, а Грузии и тем государства, в чьих интересах защищать Грузию от прессинга Кремля. В принципе, активность Ирана в регионе отвечает также тактическим интересам США. Вот почему впервые привлечения Ирана к мирному процессу впервые поднял представитель США Кери Кавано.

Примерно два месяца назад спикер грузинского парламента Зураб Жвания, известный своими антироссийскими выступлениями находился в Иране.

Недавно секретарь высшего совета безопасности Хасан Рухани посетил Тбилиси. В данный момент в Иране идут переговоры между представителями двух стран. Тот же самый Колейни, посол Ирана в Армении, несколько месяцев назад заявил, что на Южном Кавказе не должно быть никаких иностранных войск.

Это напрямую относится к России, которая имеет военные базы и в Грузии, и в Армении. Тем самым Иран фактически призвал вывести российские базы с юга Кавказа. Примечательно, что именно Колейни представлял Иран на недавних переговорах по Карабаху на Мальте. Есть еще ряд обстоятельств. Замминистра иностранных дел Али Ахани провел переговоры с российской стороной о демилитаризаций Каспия.

Надо отметить, что по демилитаризации Кавказа и Каспийского моря позиции Ирана, Азербайджана и США совпадают. Благоприятная обстановка для Ирана заключается еще и в том, что Тегеран имеет большое экономическое влияние на Армению. И именно Иран может склонить Армению к более конструктивной позиции.

Конечно, если этого захочет. Правда, есть некоторые причины, которые мешают Ирану наладить отношения с Азербайджаном. Прежде всего – этнические азербайджанцы, проживающие на землях, входящих в состав Ирана, будущее которых волнует иранских политиков. Именно этот фактор мешает налаживанию отношений между Ираном и Азербайджаном. Это было заметно и во время визита в Баку Х.Рухани.

Что касается поездки Гейдара Алиева в Иран, то она может состояться только в том случае, если в Тебризе откроется азербайджанское консульство. А Иран для того, чтобы не открывать консульство, предлагает ввести безвизовый режим между двумя государствами.

Наконец обратило на себя внимание заявление, прозвучавшее именно накануне визита Рухани. Известный в Азербайджане Махмудали Чохрагани в своем интервью “Ени Мусават” говорил: “Мы не доверяем и не полагаемся на Гейдара Алиева”.

Тем самым он обезоружил азербайджанскую дипломатию, укрепив позицию Ирана. Из заявления выходит, что азербайджанцы в Иране не доверяют президенту Азербайджана и, соответственно, он “не имеет права” проявить обеспокоенность о них. Наверно, М.Чохрагани не понимал что говорит. А может, понимал. Аллах знает…

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год