Индонезия: новая смена власти

Т.АНСАРИ

Положение в Индонезии вновь оказалось в центре внимания политиков и журналистов многих стран. Период политического затишья после отстранения от власти диктатора Сухарто оказался недолгим. Продолжавшийся уже достаточно долго политический кризис в стране, похоже, достиг своей кульминации. Парламент Индонезии большинством голосов отстранил от власти президента страны Абдурахмана Вахида.

Еще 1 февраля индонезийский парламент осудил Вахида за причастность к двум крупным финансовым скандалам на общую сумму 6 миллионов долларов. Сам Вахид категорически отрицает свою вину. Он уволил министра юстиции страны, выступившего с докладом о его причастности к финансовым махинациям. В начале июня почти половина индонезийских парламентариев подписала петицию с призывом к президенту страны добровольно уйти в отставку.

Однако переломным событием, по всей видимости, стало решение Вахида объявить в стране чрезвычайное положение. Причем министр безопасности Индонезии постарался воспротивиться этому решению, за что, предположительно, президент отправил его в отставку. Затем высший суд Индонезии признал указ президента о введении в стране чрезвычайного положения, принятый для остановки процедуры импичмента, незаконным.

После чего депутаты 599 голосами при двух воздержавшихся проголосовали за резолюцию о признании недействительными последних распоряжений президента, причем среди поддержавших это решение были все представители армии и полиции, находившиеся в парламенте. Демонстрация, что президент Вахид потерял поддержку силовых структур Индонезии, на которую главным образом рассчитывал в своем противостоянии с парламентом, оказалась весьма впечатляющей.

Спикер парламента Индонезии Амиен Раис в своем выступлении отметил, что “президент Вахид за свои последние действия должен нести ответственность не только перед парламентом, но и всем народом Индонезии”.

Вахид, в свою очередь, пообещал, что в отставку не уйдет, объявляет “священную войну” законодателям и рассматривает изданный им указ о введении в стране чрезвычайных мер, предусматривающий приостановку работы обеих палат парламента и назначение досрочных парламентских выборов, началом “священной войны” с законодателями.

Местные наблюдатели полагают, что призыв этот адресован миллионам сторонников Вахида и является призывом встать на защиту президента. Тем не менее переубедить законодателей Вахиду не удалось.

Депутаты не только отправили его в отставку, но и привели к присяге нового президента страны – 54-летнюю Мегавати Сукарнопутри, “тихую женщину” в правительстве. Правда, въехать в президентский дворец Сукарнопутри еще не смогла: Вахид не намерен покидать свою резиденцию, а министры, несмотря на негативное отношение к указу о введении чрезвычайного положения, тем не менее не горят желанием выступать против Абдурахмана Вахида с оружием в руках.

Теперь многое будет зависеть от того, как именно поведут себя представители власти на местах и кого именно – Абдурахмана Вахида или Мегавати Сукарнопутри – они будут считать “законным президентом”.

54-летняя Мегавати Сукарнопутри – дочь Сукарно, лидера борьбы за независимость Индонезии и основателя этого государства. Сукарно, как известно, был отстранен от власти диктатором Сухарто. А в 1987 году сторонники Сукарно убедили его дочь, ранее не занимавшуюся политикой, принять участие в выборах.

Мегавати Сукарнопутри сыграла не последнюю роль в отстранении от власти Сухарто, однако для победы на первых всеобщих выборах ей не хватило нескольких голосов. В результате президентом страны стал Абдурахман Вахид, а Мегавати Сукарнопутри пришлось довольствоваться постом вице-президента. Она отвечала в правительстве за социальную сферу.

Однако именно это еще больше укрепило ее популярность в народе: Сукарнопутри занималась борьбой с бедностью, улучшением социального положения студентов, рабочих и т.д. Как полагают аналитики, ее нынешняя популярность – во многом отголосок славы отца.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год