Иран идет на “север”

М.Энвероглу

Напряженный день провел вчера в Баку секретарь высшего совета национальной безопасности Ирана Гасан Рухани. Встречи в МИД, МНБ, Милли меджлисе, Управлении мусульман Кавказа, аппарате президента – это далеко не полный перечень передвижений высокопоставленного гостя по азербайджанской столице.

Надо особо отметить, что визит главы высшего совета нацбезопасности ИРИ в Азербайджан осуществляется в рамках комплексного турне по Южному Кавказу. Азербайджан Рухани приберег на десерт, и, надо сказать, неспроста.

Отношения между Баку и Тегераном никогда не отличались безоблачностью. Особенно обострились они в последнее время, когда на официальном уровне прозвучало обвинение в адрес Ирана касательно экспорта “исламской революции” в Азербайджан.

Естественно, не будь неопровержимых доказательств, в Баку не стали бы выступать со столь жестких позиций в отношении Тегерана. В этом плане, визит Рухани можно считать событием знаковым, даже несмотря на то, что он осуществлялся в рамках общекавказской поездки.

Центральной встречей Гасана Рухани в Баку можно считать беседу с президентом Гейдаром Алиевым, в которой искусство восточного диалога сочеталось с чисто западной моделью общения, когда стороны мило улыбаются друг другу, сознательно не акцентируя внимание на противоречиях.

Конечно же, стороны говорили о динамичном развитии азербайджано-иранских отношений, и о кровных и духовных узах, связывающих народы двух стран. В контексте таких отношений не кажутся иллюзорными и поездки руководителей Ирана и Азербайджана друг к другу в гости.

Правда, ничего конкретного на этот счет никто ничего не говорит. Вот и перспектива визита Гейдара Алиева в Иран может быть облечена в довольно обтекаемую формулировку – “как только – так сразу”. По словам Алиева, он обязательно воспользуется приглашением иранской стороны как только спадет загруженность работой.

В свете дружественных отношений, о которых отзывался глава высшего совета нацбезопасности Ирана, трудно было не вспомнить о тесном ирано-армянском экономическом сотрудничестве. Г.Алиев использовал этот момент, когда затронул карабахскую проблему.

По мнению президента, у Ирана больше возможностей повлиять на позицию Армении по карабахскому вопросу, чем даже у России, поскольку Ереван экономически завязан именно на Тегеране. Алиев призвал братский и дружественный Иран оказать такое влияние на Армению.

Примечательно, что на встрече с министром иностранных дел Азербайджана Рухани, как сообщает “Туран”, заявил о готовности Тегерана оказать содействие в урегулировании кризисов в регионе. При этом, глава высшего совета нацбезопасности ИРИ отметил, что для выполнения этой миссии “ближе и лучше Ирана никого нет”. Рухани также заявил, что Тегеран выступает против изменения границ в регионе.

Посещение главой иранского совбеза президентской администрации ознаменовалось подписанием меморандума между Гасаном Рухани и Рамизом Мехтиевым как главой азербайджанского Совбеза. Стороны договорились сотрудничать в вопросах безопасности.

Любопытный эпизод наблюдался во время встречи иранского гостя с главой УМК Аллахшукюром Пашазаде. Последний, как передает “Туран”, также завел беседу о карабахском конфликте. Рухани в свою очередь пообещал, что Тегеран приложит все необходимые усилия для скорейшего урегулирования проблемы.

Стороны поговорили и о религиозном единстве, однако Рухани надолго не хватило и, не дожидаясь окончания встречи, глава высшего совета нацбезопасности Ирана напомнил Пашазаде о наступлении времени обеда! Причем в присутствии своего коллеги Рамиза Мехтиева.

Наверное стоит простить официальному представителю Ирана небольшое отступление от этикета. Нельзя забывать, что все эти дни Рухани находился в разъездах, и провел массу встреч с руководителями трех государств Южного Кавказа. При таком объеме работы немудрено и забыть об этикете…

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год