Афганские беженцы интегрированы в азербайджанское общество

Дж.ИБРАГИМОВА

Два дня подряд здание управления Верховного комиссариата ООН по делам беженцев (УВКБ) в Баку пикетируют беженцы из Афганистана. Суть требований афганцев сводится к одному – переселение их в третью страну. Помощь в этом, по мнению беженцев, должна оказать эта ооновская структура.

В прошлом году более 250 афганцев, иранцев, иракцев были переселены при помощи УВКБ в страны Западной Европы, Канаду, США. Понятно, что уровень жизни вновь обретенной этими беженцами родины не идет ни в какое сравнение с Азербайджаном. Так что желание пикетчиков вполне объяснимо.

А вот правомочно ли оно? Как заявил “Эхо” начальник юридического отдела УВКБ Люк Брандт, третьи страны отказываются принимать на постоянное место жительства беженцев, достаточно хорошо интегрированных в государствах их принявших. Группа афганских пикетчиков как раз и относится к этой категории беженцев. Все они уже длительное время состоят в браке с гражданками Азербайджана, имеют от этих браков детей, прекрасно владеют как азербайджанским, так и русским языками.

Нелишне напомнить, что представляет из себя управление Верховного комиссариата ООН по делам беженцев. Созданная Генеральной Ассамблеей ООН в 1951 году, организация оказывает помощь беженцам, а также определенным группам людей, перемещеных в пределах своей страны.

Деятельность УВКБ носит гуманитарный характер. Его основные функции заключаются в предоставлении беженцам международной защиты, оказании материальной помощи. “Человек, получивший от нашей организации статус беженца, получает документ, где сказано, что он является беженцем под мандатом УВКБ”, – говорит Л.Брандт. Копии этих документов, по правилам, отсылаются в Министерство внутренних дел страны, Госкомитет по делам беженцев и другие госструктуры. Таким образом, можно сказать, что этот документ признается правительством Азербайджана.

По словам Л.Брандта, Конвенция о статусе беженцев (1951) предусматривает следующие пути решения проблем беженцев – интеграция в местное сообщество, расселение их в третьи страны и добровольная репатриация к месту первоначального проживания. В случае с афганцами репатриация невозможна. Переселение в третью страну, как того требуют афганские пикетчики, также нереально, поскольку не подпадает под определенные критерии, выдвигаемых страной, готовой принять беженцев. Правительства стран, куда так рвутся сегодня афганцы, имеют на этот счет свое мнение. Они считают, что если у человека жена или муж азербайджанец, то он уже достаточно интегрирован в страну, где было запрошено убежище. Так что для афганских пикетчиков единственный путь решения проблемы – интеграция.

“Мы разработали программу по интеграции, которая включает в себя как юридическую, так и экономическую помощь беженцам”, – говорит Брандт. Беженцы получают различного рода бесплатные юридические консультации, с ними проводятся тренинги по менеджменту и языкам. УВКБ выдает беженцам кредиты для создания своего дела. Помощь в получении этими людьми гражданства Азербайджана оказывают юристы УВКБ.

Как известно, основными условиями получения гражданства Азербайджана являются – 5 лет законного проживания на территории страны и владение азербайджанским языком. Лица, устроившие пикет у УВКБ, по словам Л.Брандта, проживают в Азербайджане еще со времен Наджибулы, являлись студентами советских вузов (в основном Нефтяной академии), прекрасно говорят и на русском, и на азербайджанском языках.

Однако приходится констатировать, что до сих пор ни один из афганских беженцев не получил азербайджанского гражданства. Объясняется ли это тем, что недавно принятый закон о гражданстве пока еще не задействован в полной мере или другими причинами, сказать сложно. Собственно говоря, по словам Л.Брандта, с этой целью и были наняты юристы, которые помогают беженцам получить гражданство. “Поначалу мы сталкивались со случаями, когда МВД вовсе не принимало заявления о предоставлении гражданства. Сейчас положение изменилось.

Тем, кому отказали в первой инстанции, юристы УВКБ помогли обратиться в Апелляционный суд, который вынес решение, что их дела были рассмотрены неверно”, – говорит начальник юридического отдела УВКБ. После рассмотрения документов беженцев в МВД, их “дела” будут переданы в Комиссию по делам гражданства Азербайджана при аппарате президента.

На вопрос, не приходилось ли сталкиваться с подобными инцидентами со стороны беженцев других национальностей, Л.Брандт ответил отрицательно. “О невозможности переселения пикетирующих в третьи страны мы объясняли им, наверно, раз 600. Но они плохо понимают”, – говорит он. Кстати, 80% от общего числа, получивших статус беженцев в нашей стране, являются афганцами. 10% составляют иранцы. 5% – иракцы. Остальные являются беженцами из Алжира, Йемена, Судана. Не могли мы в беседе с представителем УВКБ не коснуться темы чеченских беженцев. По словам Л.Брандта, на сегодня только несколько граждан России из числа этнических чеченцев получили статус беженца – это около 20 “дел”, каждое из которых включает в себя семью из нескольких человек. Около месяца назад УВКБ открыло регистрационный центр, где интервьюируются зарегистрированные (около 3 тысячи) в Азербайджане чеченцы.

На сегодня проинтервьюированы порядка 600 чеченцев и только 20 семьям, как указывалось выше, был определен статус беженца. Остальным, скорее всего, будут вручены “письма по месту требования”. Данный термин, по словам Л.Брандта, означает, что человек, хоть и не является беженцем, но и вернуться на родину не может. “Письма по месту требования” удостоверяют, что человек находится в сфере деятельности УВКБ, что помогает организации пресечь возможность департации чеченских лиц на территорию России.

Этот документ может получить только тот, кто прошел собеседование во вновь созданном центре. В настоящее время, по словам Л.Брандта, в Азербайджане находятся около 9 тысяч чеченцев. Что же касается возможности предоставить чеченским беженцам помощь в переселении в третью страну, то, по словам Л.Брандта, многие из стран достаточно открыто дали понять, что не желают принимать чеченцев.

Коснувшись вопроса бюджета организации, начальник юридического отдела УВКБ объяснил, что деньги предоставляются странами-донорами. Азербайджану выделяется около 2 млн. долларов. Подавляющая сумма расходуется на перемещенных лиц из Нагорного Карабаха и только 1/3 на беженцев из других стран. Но сейчас количество дотаций Азербайджану сокращается. От затянувшегося конфликта страны-доноры заметно устали.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год