За что погибли азербайджанцы в Чечне?

Р.ОРУДЖЕВ

Вчера на российском информационном сайте Утро.ru была выставлена полная информация об иностранцах, погибших в боях с российской армией в Чечне. Бой проходил в конце июня в Шаро-Аргунском ущелье.

И вчера была сделана попытка представить некий подробный и при этом претенциозно-обличительный материал. Нельзя сказать, чтобы действия бойцов характеризовались хотя бы с какой-то долей беспристрастности. Наоборот, налицо постоянное глумление над судьбой молодых людей, потерявших жизнь в честном бою с представителями регулярной российской армии. Иначе чем наемниками и “дикими гусями” их не называют.

Между тем не приводится никаких данных, подтверждающих, что погибшие воевали именно за деньги. “Мы полностью публикуем документы убитых наемников в Чечне. “Дикие гуси” проникают в Россию из Грузии и Азербайджана, – сообщается на сайте. – “Студент-легионер” Эрик Жан-Дени Мергири. Гражданин Франции. Родился 6 июня 1965 года. Паспорт №97 RA08908, выдан в 1997 году. Наемник хранил билеты авиакомпании British airways, которые он приобрел 23 декабря 2000 года. 26 декабря 2000 года Мергири вылетел из лондонского аэропорта “Хитроу” и очутился в Баку. Виза Азербайджана поставлена в Баку 26 декабря 2000 года. Скрупулезный наемник бережливо сохранил при себе даже багажные талоны (№ВА 495488).

При убитом обнаружены водительские права, выданные 17 ноября 1998 г. во Франции. Выяснилось также, что убитый “солдат удачи” являлся студентом – об этом свидетельствует международная студенческая карточка (№S 044 205 026 038), выданная колледжем Излингтона – северного района Лондона. Карта действительна до 31 декабря этого года. Кроме того, среди фотографий убитого наемника нашлась карточка, где он снят в форме солдата французского легиона”.

Подобные эпитеты не нуждаются в комментариях. Далее сообщается столь же подобная информация о 4 гражданах Турции, убитых российскими пограничниками в ущелье. В паспортах у некоторых из них проставлены грузинские визы, и они также названы наемниками. Причем один из них – Мехмет Аслан, по документам, проходил предварительную подготовку в лагерях Пакистана, а затем формировал группы для засылки в Чечню. Но нас, естественно, больше заинтересовали данные о гражданах Азербайджана, погибших при встрече с разведывательно-поисковым отрядом российских пограничников в горах.

Выйти на родственников наших молодых земляков нам, к сожалению, пока не удалось. Есть версия, упорно циркулирующая в последнее время в азербайджанском обществе, что если кто и пойдет сейчас из наших воевать за чеченцев, так только ваххабиты с их одурманенным сознанием. А их, кстати, в стране хватает. В любом случае вопрос остается открытым – принадлежали ли наши погибшие сограждане к последователям радикальных сект, поехали ли они воевать в надежде прилично заработать на чужой смерти, или же их гибель явилась результатом продуманной и осознанной идейной позиции – помощи братскому народу. Если опираться на российские данные – все эти версии в равной степени могут быть как верны, так и наоборот.

Мы постараемся докопаться до истины, а пока – пусть читатели попытаются сами прийти к каким-то выводам, лично ознакомившись с имеющейся на сегодня информацией. Правда, надо делать поправку и на изрядную долю пристрастности, которая вполне понятна, если помнить, что авторство материалов принадлежит заинтересованной воюющей стороне: “А наемники из Азербайджана никаких виз не получали. Их, как бывших “своих”, щадили при переходе границы с Грузией, не сдирая валюту. Между тем в числе уничтоженных наемников в Шаро-Аргунском ущелье оказались профессионалы из Азербайджана, обучавшие боевиков.

Граждане Азербайджана из числа убитых в Чечне: Малик Муркуз оглы Хагвердиев, родился 10 декабря 1979 года в Баку. Паспорт гражданина Республики Азербайджан P№0705564, выданный 28 июля 2000 года. Действителен до 28 июля 2005 года. Агил Фаид оглы Намазов, родился 31 мая 1980 года.

Судя по студенческому билету, он поступил в один из азербайджанских университетов в 1997 году. В 2001 должен был закончить 4-й курс, но, оказавшись в диверсионном отряде полевого командира Магомеда Цагараева, был убит в ночном бою. В кармане Намазова нашли пластиковую карту члена федерации карате “Кекусин” Азербайджана №101 (выдана 23 февраля 2001 года, действительна до 23.02.2003 года), подписанную президентом А.Рустемовым.

Документы свидетельствуют, что Намазов являлся инструктором карате в клубе “Ислам”. Весьма символичен герб этой организации – кулак на фоне земного шара. По некоторым данным, Намазов и ряд других бойцов клуба “Ислам” перед отправкой в Чечню получили от “спонсоров джихада” по $1-1,5 тысяч. Гражданин Азербайджана Тофик Шамсибала Абдулгалимов, родился 21 ноября 1978 года в Баку. Лезгин. Холост. Удостоверение о приписке к призывному участку за №442209, выданное 22 февраля 1995 года, свидетельствует о том, что этот человек прошел медкомиссию и был приписан к Хатаинскому военкомату г.Баку.

Это подтверждает и размашистая подпись неизвестного местного военкома. Тофик исправно вел конспект боевика, который захватил с собой в Чечню. Вот некоторые выдержки из этих записей (орфография и пунктуация сохранены. – О.П. ): “Карти бивают двух видов (табаграфический) и (географический). Табаграфический карти тоже двух видов. (стратигический) и (тактический) Для периброски сил. или оружия надо использовать карту такими маштабами Маштаб 100000 Или 50000 а для (минамета) маштаб нада такой например 25000 а для (плана) маштаб нада такой 10000 или 5000

ПОХОД

Для перидвижению на пример на чечню, нам надо стратигическая карта таком маштабе 1:1000000 или таком 1:500000 А периходе границ нам надо тактическая карта например таким маштабом 50000 или таким 25000…” Откуда взялось убеждение, что Т.Абдулгалимов именно “захватил с собой в Чечню конспект боевика”, а не начал вести его уже непосредственно в лагерях Чечни, не объясняется. Российские журналисты настойчиво делают упор на том, что бойцов для Чечни готовят где ни попадя, и Азербайджан с Грузией в этом деле тоже играют заметную роль – версия как минимум спорная. Будь у нас такие лагеря и базы, о них, по крайней мере, ходили бы слухи.

Комментируя сообщения о том, что уничтоженная в Аргунском ущелье банда Цагараева могла проникнуть в Чечню с территории Грузии, советник Посольства Грузии в России Юрий Гавва отметил, что “вряд ли найдется человек, который будет на 100% утверждать, было это или нет. Но было много фактов, когда нас обвиняли в том, что летательные аппараты, вертолеты, в частности, сбрасывали грузы в Чечне боевикам, залетая с территории Грузии. Генерал Корнуков откровенно смеялся над этим заявлением. Генерал Минобороны России смеялся, потому что только камикадзе способен на такие вещи, и такого быть не может. Ничего такого зафиксировано не было.

Давайте все-таки руководствоваться официальными данными… И директор ФПС РФ Тоцкий заявляет, что границы на юге России закрыты наглухо. Что касается документов с грузинскими визами, то нужно еще посмотреть, что это не липа”. В свою очередь видные представители чеченской интеллигенции, находящиеся в изгнании в Баку, не видят причин называть убитых в Чечне азербайджанцев и граждан других государств наемниками, отрицая саму возможность того, что среди иностранцев, воюющих за Чечню, есть люди, шедшие воевать под религиозным воздействием или следуя чисто меркантильным интересам. Али Улхаев, зампред общественно-политического союза “Кавказская кофедерация”:

– Осуждать добровольцев, воюющих на стороне борющегося за свободу народа, нельзя. Это право человека. Мы помним, как полмира помогало Испании против фашизма, как добровольцы из разных стран воевали в Финляндии во время советского нападения на нее. Но сейчас в Чечне их весьма незначительное количество. У нас нет проблемы нехватки бойцов из самих чеченцев, и если даже такое произойдет, мы восстановим свои резервы лет через 5, когда подрастут другие поколения. Мы знаем также, что на стороне империи воюют сегодня представители всех народов постсоветского пространства.

Я лично видел двух офицеров-азербайджанцев, воюющих на стороне русских, так как они состоят в их армии. Там есть и грузины, и дагестанцы, и татары, и таджики – в общем, все, но мы никогда не кричим, что на нас напали азербайджанцы, потому что они все служат в оккупационной армии. Мы знаем, что против нас воюет Российская империя, благословляемая именно русским народом. Кощунственно называть воюющих вместе с нами представителей других народов наемниками. У наемника должен быть шанс заработать, и на такую смертельную схватку его не нанимают. Если говорят, что чеченцы – бандиты, то какой шанс, если исходить из логики, что какой-то бандит заплатит иностранцу вознаграждение.

А если утверждается, что деньги наемники получили еще дома, то зачем им ехать на войну, рисковать, а не использовать их прямо на месте, – это же идиотизм. А вообще, участие в этой войне кавказцев, в том числе азербайджанцев, не должно вообще вызывать вопросов. Это не наемники! Это кавказские добровольцы, защищающие нашу общую родину – Кавказ! …

К сожалению, независимость Азербайджана сегодня формальна, и он даже при желании не может нам помогать военным путем. Ситуация не позволяет поверить, что здесь могут быть какие-то курсы или базы для подготовки добровольцев. Кроме Ичкерии сегодня к этому другие государства Кавказа не готовы, и мы это знаем… Маирбек Тарамов, чеченский журналист:

– Пути Господни неисповедимы. Любой человек, желающий защитить погибающих людей от неуемной жестокости, найдет свой путь прорваться туда. И никакие религиозные мотивы тут ни при чем. Я могу рассказать, как один раз, будучи в Турции, говорил с датчанином, ехавшим воевать за чеченцев. Я спрашивал его: “Ну а ты-то христианин. Зачем тебе это надо?” А он мне ответил: “Зачем мне быть для этого христианином или мусульманином, я же вижу несправедливость, которая там творится. И я туда все равно попаду – любыми путями”.

А конкретно, да, я знаю, – и в прошлую войну воевали азербайджанцы, и будут воевать. Я утверждаю и гарантирую, что абсолютно не имеют почвы под собой утверждения, будто иностранцы, приезжающие воевать за Чечню, руководствуются корыстными соображениями. Я был знаком и с поляками, и с украинцами – ни о каких деньгах речи не шло!

Они просто против России, против русских, против варварства. Они прямо-таки горят этим чувством ненависти, я серьезно говорю – к ее войскам, ее беспределу и беспощадности. Чувство сострадания и братства – вот чем могли руководствоваться азербайджанцы, недавно погибшие там. А насчет какой-то спецподготовки – ну где? Где ее можно здесь проводить? Если только в самой Чечне они прошли эту подготовку…

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год