“Прозрачные” чиновники Азербайджана

Г.МАМЕДЗАДЕ

Американские бизнесмены на встрече с президентом Азербайджана высказали недовольство относительно бюрократии, сдерживающей приток иностранных инвестиций в страну.

Если бы только это… Дипломатичные иностранцы не рискнули упомянуть о других, хорошо известных нам и небезразличных им явлениях – коррупции и взяточничестве, взаимодополняюще уживающихся на “благодатной” почве бесконтрольности, безнаказанности, безнадежности и прочих “без”… Создается впечатление, что это всех очень даже устраивает.

Система “ты мне – я тебе” работает исправно. На фоне морально деградирующего общества удачно примостившиеся чиновники совершенствуют свою “предприимчивость”, причем настолько, что наша страна угодила в “черный список”. Какой смысл дискутировать по поводу нашего “рейтинга” в мире – ситуацию надо спасать!

Симптомы общественного недуга, возведенного в норму поведения, всем хорошо известны. Достаточно сказать, что в Азербайджане коррупция уже обрастает национальными особенностями, принимая затяжной и угрожающий развитию страны характер.

Мы не можем взять за образец методы воздействия, применяемые в ряде восточных стран, – нам неприемлемы показательные суды с ликвидацией злоупотребивших конечностей. Семинары и тренинги, посредством которых международные эксперты и неутомимый “третий сектор” пытаются воздействовать на общественное мнение, – действенный фактор, но далеко не самый эффективный. Так какой же рецепт прописать чиновникам, нуждающимся в оздоровлении? По мнению аналитиков, им и нам, только в разных аспектах, весьма помогла бы прозрачность в системе госуправления, а также возведенная в ранг закона и им же контролируемая этика поведения правительственных чиновников.

То есть, в законодательных инструментах должна быть отражена статья, регулирующая этику поведения госслужащих. Согласитесь, что в свете “прожекторов” и авторитетного и неподкупного, в свою очередь, общественного контроля, действия бюрократов, инспекторов, налоговиков, таможенников и управленцев выглядели бы более корректно и опирались бы исключительно на букву закона, а не подчинялись бы диктату вышедшей из-под контроля системы и позывам собственного кармана.

В цивилизованных, так скажем, странах, давно поняли эффективность отражения доходов населения в декларации, в то время как уклонение от налогов считается злейшим преступлением. Наше население, в большинстве своем, особыми доходами не обременено, зато для ряда чиновников, особенно высокого уровня, декларация должна стать обязательным атрибутом жизни. Фиксирование доходов должно распространяться не только на самих чиновников, но предусмотрительно иметь в виду и его родственников.

А ведь и в нашем законодательстве – “Закон о госслужбе”, “Закон о подоходном налоге с физических лиц”… – предусмотрено ежегодное представление в налоговые структуры декларации о доходах. Однако у нас эти законы не работают. “Красиво жить не запретишь”.

Это понятно, но существует и другое непреходящее правило – платите налоги и пополняйте бюджет страны, чтобы всем было хорошо. К сожалению, состоятельные от избыточных доходов лица предпочитают переправлять свои капиталы на счета иностранных банков, “отмывать” всеми возможными способами или возводить галерею особняков, но никак не могут найти им более достойное применение, делая честь своему имени и принося пользу отечеству. Поэтому самое время подумать о легализации незаконных доходов, поскольку таковые все равно имеют место.

Наверняка эта тема скоро станет предметом жарких парламентских дискуссий. Ведь без прозрачности порок не унять. В качестве компенсации за прозрачность – высокая зарплата чиновникам, в качестве настоятельного совета – постепенная работа над сознанием, что она (зарплата) и есть единственный и надежный источник существования.

Но чтобы достичь желаемых результатов, необходимо разработать и механизм жалобы на провинившихся бюрократов. Необходимо также обеспечить широкую волну информирования общества, чтобы госслужащий не забывал, что он находится на службе у государства, а не на довольствии.

То есть, перед СМИ выдвигается ответственная задача высветить и представить вниманию сограждан реальную картину того, как правительство корпит над решением их проблем. Задача не из легких, если учесть, что большинство чиновников, особенно высокого ранга, умело отгородились стенами кабинетов, спинами телохранителей, недоступностью.

Есть, конечно, и исключения, которые вы иногда можете лицезреть на страницах печати. Другие же успешно усвоили методику отваживания журналистов. Если кому-то удастся прихватить заветного министра на одном из приемов и получить его быстрое согласие на интервью с широким кругом вопросов, обещания сразу же теряют силу, как только происходит смена декораций, и важный чиновник царственно воцарится в своем большом и защищенном кабинете. Это всего лишь верхушечка айсберга, который мы пока не в состоянии расколоть, но прибавить жару не мешало бы.

Эффективность возымела бы действие, если бы на глазах у всех провинившимся преподали показательный урок. Тогда уступила бы и безнадежность, утратив лишенную оптимизма приставку, оставив многообещающий корень…

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год