“Война” с инвалидами Карабаха в Азербайджане продолжается

З.Велиханова

Вчера в Суде по тяжким преступлениям завершился судебный процесс по делу инвалидов карабахской войны. Суд приговорил всех 16 подсудимых к различным срокам наказания: от одного года до шести лет лишения свободы. Так, самые большие сроки получили Рагим Hамазов (корреспондент газеты “Алилляр”) и Орудж Мамедалиев – 6 лет. У Намазова скоро должна была состояться свадьба.

А насчет второго напомним, что обвинение требовало осудить О.Мамедалиева на пять лет лишения свободы. Судьи оказались более жестокими. Гюндуз Рагимов приговорен к 5 годам лишения свободы. Он состоит на учете в психоневралогическом диспансере и нахождение в застенках пагубно отразится на его сознании. Гюндуз Алиев получил четыре года.

Остальные инвалиды приговорены к условному заключению. О том, что вчера состоится оглашение приговора, адвокаты подсудимых узнали лишь за час до начала заседания. Очевидно, суд опасался того, что, оповестив общественность заранее, день прошел бы не так спокойно. Во время чтения приговора судью прерывали выкрики из зала.

При словах “закон Азербайджанской Республики” подсудимые возмущались и предлагали читать приговор от имени армянских законов. После оглашения приговора один из осужденных условно Ализамин Даргяхов, в знак протеста против решения суда, со словами “вы хотели нашей крови – получите ее” начал беспорядочно наносить себе порезы. Лезвие у него тут же перехватил присутствующий в зале инвалид войны Ризван Алиев. Остальные подсудимые стали биться головой о решетку клетки. Родители пытались успокоить своих детей, но полицейские не подпускали их к клетке.

Судья, зачитав приговор, поспешно удалилась в сопровождении конвоя. На ее голову сыпались искренние проклятия родителей. Раненые были доставлены в больницу скорой помощи, где Р.Алиеву наложили 15, а А.Даргяхову – 5 швов. Правозащитница Арзу Абдуллаева: – У нас была информация, что приговор может быть более мягким, чем требования прокурора.

Мы никак не думали, что требования прокурора будут полностью удовлетворены. С начала процесса было видно, что суд пытается понять ситуацию, но потом ситуация стала меняться, особенно в период совещания. Мы можем только догадываться, кто давил на суд. Власти устроили показательный процесс, чтобы другим неповадно было. Но мы не намерены отступать. Комитет защиты прав карабахских инвалидов будет и впредь проводить акции протеста, адвокаты подадут апелляцию.

Правозащитница Саида Годжаманлы:

– Нам сообщили о заседании суда менее чем за час до его начала. Так мы попали на очередной спектакль. Я считаю, что те, кто вынес этот приговор, еще ответят перед обществом. Они себя так опозорили, что отмыться не смогут даже их дети. Это клеймо на всю жизнь. Потому, что осудили людей, которые не жалели своей жизни во имя родины. В любой другой стране их бы носили на руках, им бы создали такие условия, в которых они смогли бы жить, а не существовать. …Представьте Оруджа Мамедалиева, которому прокурор требовал 5 лет наказания, судья Н.Агаева приговорила к 6 годам тюрьмы. Наверное, выслужиться хотела. Эта женщина и мне, и другим правозащитникам обещала, что дело инвалидов будет рассмотрено объективно. Как же она смогла? Хотя это банальный вопрос… Шейх уль-ислам хаджи Аллахшукюр Пашазаде, глава Духовного управления мусульман Кавказа:

– Я не знаю, с какими требованиями они выступали, но дважды ко мне обращалась Арзу Абдуллаева, и я просил руководство страны оказать помощь инвалидам. Мне бы очень хотелось, чтобы правительство обращалось с инвалидами помягче. И если есть возможность, решило бы их социальные требования. Я не сторонник того, чтобы инвалидов осуждали. Могу даже сказать, что я против. Если они и совершили ошибки, инвалидов следовало бы простить. Наш президент – гуманист, я сам член комиссии по помилованию и вижу, сколько людей получают свободу. Я бы хотел, чтобы эта проблема была решена без противостояния.

Этимад Асадов, глава ОКИ:

– Это политический заказ, они арестованы не за содеянное, а за политические убеждения. Они выставлены для общества как оппозиционные силы. Во время следствия было ясно, что на следователей оказывается давление. И судья Нушаба Агаева показала свою жестокость, осудив ребят.

Эльтон Кулиев, адвокат инвалидов:

– Этот процесс не отличался от других заказных судилищ. Это черное пятно в юридической практике Азербайджана. Процесс был вопиющим. Люди в Азербайджане привыкли к несправедливым приговорам, но вчера был зачитан не несправедливый, а кощунственный приговор. Назначить шесть лет ветерану карабахской войны за то, что он требовал повышения пенсии, – это кощунство. К 6-7 годам лишения свободы, а порой и условно приговаривают за хищение госимущества в особо крупных размерах. Сажать на такой же срок и инвалидов Карабаха!? Им инкриминировали остановку движения транспорта. В то время как все свидетельства строились на показаниях полицейских, были противоречивыми. Но они все в один голос заявляли, что кордон полицейских был выставлен еще до выхода демонстрантов из здания общества. То есть транспортное движение было приостановлено самой полицией. Второе обвинение – сопротивление властям и применение насилия в отношении сотрудников полиции. И в этом случае все бездоказательно. Действительно, некоторые полицейские получили повреждения, но суд не смог доказать, что урон был нанесен людьми, сидящими на скамье подсудимых.

…С какой стороны ни подходи к делу, вывод один – свершился фарс, причем по прихоти властей. *** Приговор суда всколыхнул всю общественность страны. Не остались в стороне и политические партии. Вчера многие из них однозначно осудили вынесенный инвалидам приговор. Так, ПНФА считает, что не было никакой правовой основы для лишения свободы инвалидов Карабаха. “Происшедшее является местью правящего режима, а приговор суда – исполнением заказа властей”, – говорится в заявлении. Партия требует немедленного освобождения инвалидов и заявляет, что продолжит борьбу за освобождение осужденных. С аналогичным заявлением выступила и Партия гражданского единства (ПГЕ) Игбала Агазаде. ПГЕ считает вердикт суда “сфальсифицированным, предвзятым политическим заказом, направленным против нации и государства”.

ПГЕ требует немедленного освобождения инвалидов. “Столь несправедливое решение является шагом, направленным против интересов нации и государства”. Так прокомментировал приговор лидер “Мусават” Иса Гамбар. На его взгляд, требования инвалидов были обоснованны, ибо они вели борьбу за свои права. Власти же вместо того, чтобы оценить и удовлетворить эти требования, бросили инвалидов в тюрьмы, сказал он.

И.Гамбар выразил надежду, что политические партии страны не останутся равнодушными к этому произволу и приложат все усилия для освобождения инвалидов законными средствами. Мы сознательно не приводим мнение представителей госорганов, судей. Ведь они уже сказали свое слово…

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год