Президент Азербайджана подписал приговор ваучерам

Р.НАСИРОВ

Во вчерашнем номере газеты мы уже сообщали о распоряжении президента Гейдара Алиева от 17 июля 2001 года о правилах проведения инвестиционных конкурсов. Тогда же мы привели мнения госсоветника по экономической политике Вахида Ахундова и бывшего премьер-министра Али Масимова о том, насколько продуктивны инвестиционные конкурсы.

Диаметрально противоположные взгляды экономистов не только не прояснили ситуацию, но еще более ее запутали: первый утверждает, что инвестиционные конкурсы сделают процесс приватизации более прозрачным, второй считает, что они стимулируют коррупцию.

Нам же видится в этом третья сторона: подписав этот документ, президент одновременно фактически подписал и приговор приватизационным чекам… На первый взгляд, может возникнуть резонный вопрос: какова связь между инвестиционными конкурсами и чеками? Чтобы ответить на него, следует вначале разобраться с тем, что представляют собой подобные конкурсы. Это что-то вроде тендера, а еще проще, аукциона, со своими правилами игры.

Сначала Минэкономразвития объявляет о том, что на конкурс выставляется некое предприятие. Как правило, в качестве таковых выступают крупные объекты, требующие миллионных вложений. Далее инвесторы в оговоренный срок представляют в Министерство что-то вроде бизнес-плана с подробным описанием будущей реабилитации производства.

Поскольку инвесторов бывает несколько, то в Минэкономразвития выбирают предложившего наиболее приемлемые предложения. Учитываются не только объемы инвестиций, но и социальные аспекты (скажем, будет ли сокращение кадров?), экологическая безопасность будущего производства и т.д. Вот уже более года независимые экономисты утверждают, что ваучеры в цене более не поднимутся. Напомним, что срок действия этих ценных бумаг был определен более ранним указом президента и затем продлен до 1 января 2002 года.

В качестве аргумента эксперты ссылаются на то, что чеки перестали представлять собой основной приватизационный инструмент. И если раньше в разгосударствлении средних и мелких госпредприятий чеки играли какую-то роль, то на втором этапе многое зависело от государственной приватизационной политики. То есть от правил проведения инвестиционных конкурсов. Экономисты утверждали, что спасти положение может лишь обязательное требование от инвесторов гасить чеками часть стоимости крупных стратегических предприятий. Тогда на них мог бы появиться спрос.

Чеки покупают и сейчас, но лишь мелкие инвесторы. А это, конечно, не те масштабы. Речь шла о спросе, способном повысить цены на чеки до 100 и более долларов. По мнению экономистов, ожидать повышения цен более этой суммы не приходилось, поскольку крупные иностранные инвесторы к тому времени уже приобрели большие пакеты чеков и зарегистрировали их в Национальном депозитарном центре.

С тех пор чеки ждут своего часа. К сожалению, в распоряжении от 17 июля об обязательном погашении части стоимости предприятий на инвестиционных конкурсах чеками не говорится ни слова. Приводится лишь замысловатая формула, согласно которой необходимо производить расчет суммы инвестиций участников конкурсов.

Теперь о том, почему в распоряжении о чеках не сказано ни слова. По мнению все того же А.Масимова, в этот документ умышленно не были включены положения об использовании чеков, большинство этих ценных бумаг находится в руках иностранцев, и теперь правительство будет стараться исключить этих людей из игры. В свою очередь вице-президент Ассоциации экономического развития Азер Мехтиев считает, что, введя в указ положение об обязательном использовании чеков, президент тем самым фактически обязал бы самого себя еще раз продлить срок обращения чеков и после 1 января 2002 года.

Следовательно, можно предположить, что с 1 января следующего года чеки все же выйдут из обращения. Мехтиев напомнил, что еще 28 сентября 1998 года, согласно указу президента N771, было оговорено проведение инвестиционных конкурсов. Благодаря документу удалось продать 7-8 предприятий. И при сравнении указов ощутимой разницы между пунктами документа не наблюдается.

Мехтиев считает, что судьба чеков была предрешена, еще когда по итогам регистрации чеков в депозитарном центре стало известно, что эти ценные бумаги сконцентрированы в руках “лиц, не приближенных к власти”. И действительно, с тех пор правительство не предприняло никаких активных действий для увеличения их оборота.

Более того, ликвидировав Мингосимущества и создав Минэкономразвития, глава государства фактически на время застопорил ход приватизации, – пока в новообразованном ведомстве заняты организационными проблемами.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год