Прекратила свое вещание телекомпания ABA. Примечательно, что инициатива прекратить вещание исходила вовсе не от государственных структур, а лично от президента ABA Фаика Зульфугарова, находящегося в настоящее время в США. 16 июля в телефонной беседе с коллективом ABA, который в этом время справлял четырехлетний юбилей компании, он объявил о своем решении закрыть телеканал. Правда, с оговоркой “временно”. Зульфугаров попросил сотрудников подождать до сентября, пообещав, что именно в этом месяце эфир и все права телекомпании будут восстановлены.
О решении Зульфугарова в тот же день, надо полагать, каким-то образом узнало Минналогов, которое пресекло попытку руководства ABA вывезти телевизионную технику и оборудование на склад. Напомним, что под следствием продолжает находиться глава финансового департамента телекомпании Шамиль Сафиев, которому инкриминируется уклонение от уплаты налогов и использование поддельных документов.
Что касается вывоза телевизионного оборудования, то, как утверждают налоговики, оно было незаконно приобретено. Именно поэтому соответствующие планы руководства ABA поставили позавчера на ноги весь следотдел Департамента предварительного расследования налоговых преступлений при Минналогов. Именно сюда, как следует из сообщения пресс-службы МН, поступила информация о планируемом вывозе по указанию Зульфугарова телеоборудования ABA на сумму более 1,5 млрд. манатов.
Для проверки информации сотрудники оперотдела департамента Минналогов в ночь с 16 на 17 июля установили слежку за зданием телекомпании и воспрепятствовали вывозу телевизионной техники. Были задержаны две грузовые автомашины “КАМаз” и “рено”. Пресс-служба Минналогов сообщает, что расследование продолжается…
У руководителя “АВА” своя версия закрытия телеканала. В интервью “Эхо” президент телекомпании Фаик Зульфугаров прокомментировал его так:
– Мое распоряжение о закрытии канала – это протест против бесчинств Министерства налогов Азербайджана. Чтобы канал не попал в грязные руки, я счел нужным закрыть телеканал. Мы ни перед кем не пресмыкались и не будем пресмыкаться.
– Вы просили сотрудников не расходиться в поисках работы, так как в сентябре работа канала будет восстановлена. Вы считаете реальным востановить вещание?
– Я это сказал и еще раз повторяю: обязательно. И никто себе не может даже представить, насколько скоро это произойдет в какой бы то ни было форме. Очень большая работа ведется в этом направлении.
– Арестован Шамиль Сафиев, по нашей информации, несколько дней назад арестован еще один ваш сотрудник. К тому же ночью 16 июля в полицейское отделение забрали группу сотрудников телекомпании, когда они пытались вывезти оборудование телеканала. Что будет с ними?
– В Азербайджане сейчас действует полицейский режим, никакие законы, никакое правосудие не действуют.
Гарант защиты прав человека, наш президент Гейдар Алиев, к сожалению, молчит. Меня больше всего пугает именно эта позиция. Он знает о том, что его чиновники бесчинствуют, наносят огромный ущерб государству, но к сожалению, мер не принимает.
– Насколько достоверна информация о том, что ваш отъезд связан с тем, что было подписано распоряжение вас арестовать?
– Это стопроцентно достоверная информация. Какое этому объяснение? Вы при каком режиме живете? Наверное, после этого интервью мне еще припишут статью “измена Родине”.
– Вы очень сильно рассчитывали на поддержку международных организаций. Закрытие канала произошло потому, что она не последовала?
– Все дело в том, что международные организации не хотят иметь дело с Азербайджаном. Вы прекрасно знаете, что во многих международных организациях мы пока не представлены. И сегодня единственая причина тому, что я не в Азербайджане, а в Штатах, – это то, что мне осталось только попросить политического убежища в США. Я уверен, что мне в этом правительство Штатов не откажет.
– Вы боролись за радиочастоту, за освобождение Шамиля Сафиева и вдруг внезапно заявили о закрытии канала. Произошло что-то серьезное или же вы просто решили, что нет смысла продолжать?
– Я еще раз повторяю, что была реальная угроза перехода телеканала в другие руки. Еще одно доказательство бесчинств чиновников – отправили в отделение наших сотрудников за то, что те пытались перевезти принадлежащую нам аппаратуру, на которую не наложен арест, – в склад. Хорошо, что утром 17 июля их отпустили.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год