Армянские предложения под французским соусом

НУРАНИ

Всплеск информационной активности вокруг урегулирования карабахского конфликта в Баку и Ереване оказался практически синхронным. 21 февраля, в те же дни, когда в Азербайджане были обнародованы тексты всех предложений Минской группы ОБСЕ, армянская газета “Аравот” опубликовала текст третьего варианта предложений Минской группы ОБСЕ – речь идет о концепции “общее государство”.

Теоретически, конечно, не исключено, что речь идет о совпадении, однако в это, признаться, верится с трудом. Как и в то, что в Армении не хотели уступать Азербайджану роль “ньюсмейкера” в регионе.

Возможно, идея опубликовать тексты предложений МГ родилась не в Баку и уж тем более не в Ереване, где после известных событий зимы 1997-1998 годов к “открытости” в вопросах карабахского урегулирования относятся с понятной настороженностью.

Лидер партии “Оринац Еркир” Артур Багдасарян оценивает ситуацию оптимистично. По его мнению, в процессе урегулирования карабахской проблемы наступил благоприятный момент, вызванный, в основном, активизацией посреднических усилий Франции, и в ускорении процесса поиска решения противостояния заинтересованы и азербайджанские власти, ввиду “предполагаемой в ближайшее время смены руководства в этой стране”.

Лидер партии “Национальное единение”, депутат парламента Арташес Гегамян заявил, что активизация процесса карабахского урегулирования обусловлена интересом мирового сообщества к богатым нефтяным ресурсам Каспия, усилившимся на фоне мирового топливного кризиса.

И хотя на первый взгляд, заявление это достаточно благоприятное, вокруг “нефтяной дипломатии” в Армении создан столь устойчивый негативный имидж, что заявление Гегамяна в условиях армянской специфики означает “Осторожно, Запад “продает” Карабах за нефть”. И тут уже все заявления о заинтересованности в урегулировании России, США и Евросоюза теряют силу. Однако крупнейшие парламентские фракции Армении, судя по всему, не настроены на поиск взаимоприемлемых решений.

Так, лидер парламентской фракции “Единство” Галуст Саакян заявил журналистам, что в процессе карабахского урегулирования есть предложения, на которых Армения должна настаивать и диктовать свои условия. По его мнению, окончательный проект решения должен быть одобрен народом Армении путем вынесения на всенародный референдум, а “Нагорно-Карабахская Республика” должна получить статус государственности. Любой другой вариант урегулирования, по его мнению, может привести к росту внутриполитической напряженности в стране.

Это заявление в устах лидера оппозиционной фракции, обладающей большинством в парламенте, напоминает неприкрытую угрозу. Впрочем, у дашнаков, играющих сегодня в Армении де-факто роль правящей партии, позиция та же. Лидер парламентской фракции “Дашнакцутюн” Агван Варданян вообще назвал бессмысленными разговоры о новых предложениях по урегулированию карабахской проблемы.

И не исключил при этом, что в обновленный пакет будут включены представленные ранее варианты урегулирования. По его словам, к моменту разрешения карабахской проблемы Армения должна подойти с позиции сильной страны, сохранив внутриполитическую стабильность. В противном случае, по его мнению, будет принят вариант, противоречащий интересам Армении. Понятно и другое.

Накануне Армения резко отвергла предложение Турции провести трехстороннюю встречу по проблеме карабахского урегулирования, чем в Турции были изумлены. Напомним: 17 февраля пресс-секретарь МИД Армении Дзюник Агаджанян, комментируя предложение главы турецкого МИД И.

Джема о проведении трехсторонней встречи, заявила, что, учитывая отсутствие дипотношений между Арменией и Турцией, а также предвзятую позицию Турции в карабахском урегулировании, Анкара не может выступать в данном процессе в роли посредника. В Анкаре, как передает агентство “Медиамакс”, негативной реакцией Армении на предложение Джема “изумлены”.

Как сообщила турецкая телекомпания NTV, в МИД Турции полагают, что подобная реакция Еревана вызвана либо недопониманием предложения Джема, либо стремлением вынудить Анкару пойти на установление дипломатических отношений с Арменией. На этом фоне заявления официального Еревана прозвучали весьма неожиданно. Согласно сообщению радио “Свобода”, президент Армении Роберт Кочарян ушел от комментариев по поводу публикации в прессе текстов предложений МГ ОБСЕ. Однако уже 23 февраля последовала официальная реакция Армении.

Глава МИД Вардан Осканян выразил удивление по поводу обсуждения карабахского урегулирования в Милли Меджлисе Азербайджана, заявив, что в ближайшее время подписания мирного соглашения не предвидится. Что же касается публикации текстов предложений в прессе, то предсказывать их последствия Осканян отказался, ограничившись заявлениями, что ни по одному из этих текстов переговоров сегодня не ведется.

Более того, он опроверг и заявление своего азербайджанского коллеги Вилаята Гулиева о том, что в Париже между президентами Азербайджана и Армении достигнуто устное соглашение о принципах урегулирования конфликта. Если учесть, что все это происходит накануне очередной встречи президентов в Париже, причем если Алиев уже подтвердил свое в ней участие, а Кочарян хранит молчание, то ситуация становится еще более странной и запутанной.

Заявления Осканяна – это, мягко говоря, повод предполагать, что никакого согласованного плана урегулирования у президентов на сегодня нет. Впрочем, вероятно и другое. Если лидеры оппозиции и “Дашнакцутюн” выступали со своими резкими заявлениями 22 февраля, то заявления Осканяна последовали 23-го. А это уже позволяет предположить, что власти Армении просто “приняли во внимание” общественное мнение и решили не рисковать.

Судя по всему, Роберт Кочарян, чудом избежавший отставки после парламентского расстрела в 1999 году, чувствует себя в президентском кресле не до конца уверенно, ему просто не хочется повторять судьбу Левона Тер-Петросяна.

Более того, начавшийся в Армении судебный процесс над террористами тоже обещает власти немало проблем: в Ереване вновь звучат обвинения в адрес властей в причастности к теракту, к которым добавляются утверждения, что теракт не был расследован должным образом. Так что Еревану явно не до компромиссов и подписания соглашений.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год