Рауф Талышинский
Есть игра, которая так и называется – “мадагаскар”. Откуда такое название – затеряно в глубинах истории. Но очень, надо сказать, удобная вещь, если вам вдруг срочно понадобилась небольшая сумма, а взять негде. Выбираете жертву и предлагаете: “Сыграем в “мадагаскар”?” Жертва, естественно, интересуется, что это за игра (название тоже играет свою роль, действуя завораживающе).
Вы обещаете научить, но предупреждаете, что в “мадагаскар” играют только на деньги и вытаскиваете из кошелька купюру. Жертва, повинуясь жестоким законам психологии, тоже раскошеливается. Далее между вами происходит приблизительно такой диалог.
Вы (как можно более спокойно): “Называй любое число”.
Жертва: “Ну-у… шесть”.
Вы (забирая деньги): “Восемь. У меня больше – я выиграл”
Жертва (тупо улыбаясь): “Но…”
Вы (не давая жертве опомниться): “Здорово? Ха-ха. Ладно, давай еще раз сыграем, теперь я первым буду число называть”.
Жертва (предполагая, что ей, во-первых, таким образом собираются вернуть деньги, а во-вторых, прикидывая, как она сама впоследствии будет юмористически облапошивать других): “Ну, давай”.
Вы: “Двенадцать”.
Жертва (не задумываясь): “Четырнадцать!”
Вы (забирая деньги): “У меня меньше – я выиграл”.
Немая сцена, аплодименты, занавес.
Согласитесь, намного интеллигентнее, чем кидаться на человека из подворотни с криком: “Кошелек или жизнь!” Результат тот же. Успех гарантирован. И перераспределение доходов происходит в обстановке, характеризующейся высоким уровнем культуры.
Между тем формула успеха проста: вовлечь человека в какое-то занятие, правил которого он не знает. А потом, улучив момент, неожиданно ему об этих правилах сообщить. А затем, только-только он к этим правилам привыкнет, р-р-раз, и их изменить!
Но сразу ему об этом не сообщать, а подождать, пока он новые правила (о которых не знает) не нарушит. При этом, если на вашей стороне сила (кулаки, парламент, суд, полиция и пр.) игру в “мадагаскар” можно продолжать бесконечно.
Скажем, приходит бухгалтер сдавать отчет в налоговую инспекцию.
А ему говорят: “А налог на имущество заплатили? А за прошлый год? А за позапрошлый?”
Ошарашенный бухгалтер: “Что же вы мне раньше не говорили!?”
Тогда они ему: “А вы спрашивали?”
Он: “Как же я спрошу, если я не знал?”
Они: “А как же вы узнаете, если не спрашиваете?” И т.д.
Или человек решил все-таки что-нибудь есть, занял у родственников денег, купил будку, заплатил, естественно, везде, согласно правилам игры. Но не учел, что игра называется “мадагаскар”.
И вдруг, р-р-раз, и началась борьба за чистоту и порядок. В самой борьбе ничего плохого нет, напротив, ее можно только приветствовать. Плохо то, что начало этой борьбы у нас так же трудно предсказать, как и землетрясения. Кстати, не хотелось бы, чтобы эпизод с будками трактовался как выпад против нового бакинского городского головы.
Дело не в личностях – вышеописанная игра у нас весьма распространенное занятие. И тот же предшественник нынешнего мэра – Рафаэль Аллахвердиев тоже был выдающимся игроком в “мадагаскар”.
Пример: помните абшеронские пляжи десятилетней давности, густо насыщенные арбузными корками? Потом настала рыночная экономика, а вместе с ней и платные пляжи, которые почему-то оказались чистыми, а вместо мусора были усеяны зонтиками от солнца и лежаками.
Правда, надо было за этот комфорт заплатить. Но, с другой стороны, кто-то взял в аренду землю (за деньги), купил зонтики и лежаки (за деньги), построил душевые и раздевалки (за деньги), содержал уборщиков (им надо зарплату платить) и, естественно, хотел на этом заработать.
И вдруг, р-р-раз, постановление городской власти (той самой, которая сдавала под платные пляжи землю в аренду): платные пляжи запретить! Почему? Потому что они нарушают социальную справедливость – неимущие туда ходить не могут.
Я сейчас не о том, что бесплатный чистый пляж с зонтиками и душевыми – это пока не открытый наукой секрет, вроде вечного двигателя, а замусоренного побережья и так хватало.
Я о мастерстве игры в “мадагаскар” – о том, КОГДА надо вспоминать о неимущих: ДО того, как предприниматель, положившись на подписанные арендные договоры, уже потратился на пляж, или ПОСЛЕ? Преимущества “мадагаскара” еще и в том, что эта игра универсальна. То есть правила ее можно с успехом распространить на все сферы деятельности человека.
Правда, желательно не увлекаться и внимательно следить за тем, чтобы не набили морду. Можно, например, взять в долг, а потом засчитать это как подарок ко дню рождения. Можно вести переговоры с кем-то и даже что-то ему обещать, а потом, р-р-раз, и зарегистрировать другого под этим же названием, а на первого долго смотреть с недоумением.
Можно призвать всех не идти. А когда все уже было не пошли, самому пойти. А когда все, опомнившись, пойдут, остановиться, и они получатся наймиты. В шахматах тоже – видя, что вам мат через три хода, взять, р-р-раз, и доску повернуть на 180 градусов, и мат через три хода уже не вам, а противнику.
В общем, если творчески подойти, возможности открываются очень широкие. Главное – не смущаться и, не мигая, дружелюбно смотреть в глаза партнеру…
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год