В Нагорном Карабахе сложился опасный очаг международного терроризма, и Азербайджан обязан принять меры.
Очередной раунд мирных переговоров по Карабаху закончился без дипломатического прорыва. И чем больше нарастает разочарование в мирных переговорах, тем определеннее говорят в Баку о возможности силового решения. И судя по тому, что об этом теперь заговорили и представители власти, дело обстоит серьезно.
При этом если сама по себе оправданность силовой акции в Азербайджане под сомнение не ставится, то возможная реакция мирового сообщества вызывает некоторые опасения. И в результате Азербайджан – практически единственное государство, не использующее право применить силу в отношении крайних проявлений международного терроризма и агрессивного сепаратизма на своей территории. Между тем даже беглый обзор прецедентов не оставляет сомнений: Азербайджану есть на что опереться в современной международной политической практике.
1. Прямая и реальная угроза
Терроризм сегодня расценивается как прямая и реальная угроза международной безопасности. И методы борьбы с терроризмом сегодня существенно расширены: Турция, США, Израиль активно внедряют в антитеррористическую практику и воздушные удары, и войсковые рейды, и десантные операции, не ограничиваясь привычными полицейскими акциями. Нельзя не заметить и того, что борьба с терроризмом, в том числе и силовыми методами, находит понимание у мировой общественности.
На сегодня существует множество определений понятия “терроризм”. Американские формулы в этой связи признаются классическими. ФБР, например, определяет терроризм как “противозаконное применение силы или насилия против граждан или собственности с целью запугать или принудить к чему-либо правительство и население, оправдываясь политическими или общественными целями”. Очевидно, что действия армянских сепаратистов, утверждающих, будто “конфликт в НК стал результатом желания армянского населения области отстаивать свои права, которые нарушались азербайджанцами”, подпадает под это определение целиком и полностью: именно армянская сторона первой встала на путь вооруженного насилия.
Более того, ФБР специально выделяет такой вид терроризма, как “вооруженная борьба за независимость, принимающая формы терроризма”. К ней относится террористическая деятельность повстанцев (insurgents) против военных и полицейских объектов центральных властей; в случае нанесения ущерба гражданским лицам или применения силы в отношении “невиновных” такая форма борьбы расценивается как терроризм. Если вспомнить, с какой звериной жестокостью “борцы за независимость Нагорного Карабаха” истребляли и изгоняли все неармянское население, вспомнить хотя бы ходжалинскую трагедию, то сомнений в том, являются ли действия армянских сепаратистов “борьбой за независимость, принимающей формы терроризма”, уже не останется.
В свою очередь, израильский институт борьбы с терроризмом – одна из авторитетнейших организаций, занимающихся теоретическим обоснованием проблемы терроризма, выделяет следующие виды этого явления:
“Международный терроризм – место совершения терактов не имеет значения; террористическая группа состоит из лиц разной национальности и (или) вероисповедания; объектом борьбы являются политические и религиозные взгляды; террористическая деятельность спонсируется иностранным (по отношению к территории деятельности) государством (государствами) или частными лицами, организациями, не являющимися резидентами территории (страны) деятельности группы”.
Тут тоже сомнений быть не может: “объектом террора” и “территорией деятельности” является Азербайджанская Республика в рамках тех границ, которые признаны международным сообществом, в том числе ООН (то есть, включая Нагорный Карабах), деятельность армянских террористов спонсируется со стороны некоторых третьих стран и международных организаций, в том числе действующих под видом “гуманитарных”.
Активное участие в этом принимала и принимает армянская диаспора в Европе и Америке, главным образом через иностранные представительства АРФ “Дашнакцутюн” и “гуманитарную организацию” армянское общество помощи (АОП). Деятельность АОП координируется армянским национальным комитетом Америки (АНК), в свою очередь, тесно связанным с АРФ “Дашнакцутюн”. Последняя же еще в 1985 году в своем политическом манифесте провозгласила, что “границы объединенной Армении должны включать армянские территории, установленные Севрским договором, с районами Нахичевани, Ахалкалаки и Карабаха”. Роль АОП состояла в организации сбора финансовых средств для поддержки продашнакских сил на территории Азербайджана и Грузии под вывеской “гуманитарных проектов”.
2. “Коллеги” и “союзники”
Общеизвестно, что спецслужбы Армении тесно связаны с такими международными террористическими организациями, как АСАЛА, “Армянская революционная армия”, “Борцы за справедливость” и т.д., также организовывавшими террористические акты на территории Азербайджана. Известна и роль, которую играют армянские террористические группировки в системе международного терроризма. Тот же основатель АСАЛА Акоп Акопян начинал свою карьеру в группировке “Черный сентябрь”, организовавшей убийство израильских спортсменов на Олимпийских играх в Мюнхене в 1972 году.
Дружба между армянскими и арабскими террористическими группировками сохранилась и поныне: арабские, в том числе ливанские, террористы принимали непосредственное участие в боевых действиях в Карабахе на стороне своих армянских коллег и союзников. Причем в последнее время связи эти заметно активизировались: 23 мая 2001 года в нескольких десятках километров севернее от Тель-Авива израильские силы ПВО сбили ливанский самолет, за штурвалом которого, о чем тут же сообщила в своем пресс-релизе “Хезболлах”, сидел некий Стефан Оганес Николян. В Израиле уверены, что он был террористом-камикадзе и пытался уничтожить один из населенных пунктов недалеко от израильской столицы, причем как раз в годовщину вывода израильских войск из Южного Ливана, к которой “Хезболлах” обещала устроить “акции возмездия”. Таким образом, сомнений, что в Карабахе официальные власти Азербайджана столкнулись с международным терроризмом, нет.
3. Сепаратизм и терроризм – “близнецы-братья”
Кроме того, израильские специалисты выделяют и “внутренний терроризм”. В таком случае место совершения террористических акций – страна пребывания; террористическая группа состоит, как правило, из граж- дан одной страны, национальности, вероисповедания; объектом борьбы являются внутренние проблемы страны пребывания. Здесь картина еще более ясная.
Еще в тот период, когда и Армения, и Азербайджан входили в состав СССР, Нагорный Карабах был “стержневым аспектом” деятельности армянских террористов. Причем главным образом против гражданских объектов. Впрочем, границами Азербайджана армянские террористы не ограничивались: вспомним взрыв в московском метро в январе 1978 г.; пассажирского автобуса в Баку в 1984 г.; около 40 терактов в Нагорном Карабахе в 1988 г.; кровавые рейды на населенные пункты в Газахском районе с января по февраль 1990 г.; взрыв пассажирского автобуса Тбилиси – Агдам 10 августа 1990 г. …
Многие участники этих акций сейчас стоят у руля непризнанной “НКР” и даже самой Армении. При этом вся эта террористическая атака на Азербайджан поддерживается и осуществляется непосредственно признанным международным сообществом государством – Республикой Армения. Еще в начале 1988 г. терроризм был возведен в ранг национально-государственной политики Армении. Именно с этого периода начался массовый поток боевой техники, вооружений и боеприпасов из Армении в Нагорный Карабах – для обвинения в государственном терроризме, в общем-то, достаточно одного этого.
В 1988 г. террористические группы, базирующиеся в Армении, совершили 32 террористических акта в Нагорном Карабахе и приграничных с Арменией районах Азербайджана. Большая часть этих групп создавалась на территории Эчмиадзинского района Армении – резиденции каталикоса всех армян и считающейся духовным символом Армении (вот уж точно – “источник духовного обогащения” у народа, претендующего чуть ли не на лидерство в христианском мире). Одна их таких групп была обезврежена азербайджанскими правоохранительными органами в ноябре 1990 г. и состояла в основном из активистов “Еркрапа”, широко представленного сегодня в армянских властных структурах.
Была доказана причастность спецслужб Армении к взрывам в бакинском метро в 1994 году. Напомним: взрыв электропоезда на одной из станций метро 19 марта 1994 года, в результате которого погибло 14 и ранено 42 человека, был организован спецслужбами Армении, а в роли непосредственных исполнителей выступали члены сепаратистской организации “Садвал”. Ее боевики прошли специальную подготовку на базах спецслужб Армении, которые профинансировали и обеспечили террористический акт всеми необходимыми средствами. Причем неординарность ситуации состоит в том, что спецслужбы одного соседнего с Азербайджаном государства (Армении), оккупировавшие территории и спонсирующие сепаратистский режим на западе Азербайджана (в Нагорном Карабахе), организовали подготовку террористов на территории другой сопредельной страны – России (Дагестан), из числа сепаратистов, претендующих на ряд северных районов Азербайджана.
Очевидно, что уже не только терроризм, но и сепаратизм вышел за сугубо “национальные” рамки, не говоря уже о том, что в мире существует множество террористических организаций, действующих под сепаратистскими лозунгами: многочисленные ответвления ирландской республиканской армии, баскская ЭТА, ПКК в Восточной Анатолии, “Тигры освобождения Тамил Илама” и т.д. – список можно продолжать до бесконечности. А взаимодействие “сепаратистов” разной этнической ориентации уже само по себе является одним из важнейших составляющих международного терроризма. И если такое “международное сотрудничество” террористов и сепаратистов поддерживается еще и официальными властями третьего государства, то это уже является угрозой не только Азербайджану.
Нелишне вспомнить и о расследовании взрыва вагона электропоезда во время движения в туннеле метро 3 июля 1994 года – тогда погибло 14 и было ранено 54 человека. Для его осуществления армянские спецслужбы использовали азербайджанского военнопленного Азера Асланова, которого принудили к совершению террористического акта, взяв в заложницы его мать, обманным путем вывезенную в Армению якобы для встречи с сыном. В показаниях Асланова, арестованного и осужденного азербайджанскими властями, в качестве соучастников подготовки теракта был назван Зорий Балаян.
4. “Скажи мне, кто твой друг”
О нежной дружбе властей и идеологов независимой Армении с армянскими террористами международного пошиба можно рассказать многое. Так, еще в середине 90-х гг. в Армении проводилась кампания сбора подписей в защиту террориста Варужана Карапетяна, приговоренного французским судом к пожизненному заключению за взрыв у багажной стойки “Турецких авиалиний” в парижском аэропорту “Орли” в 1983 году. По расчетам террористов, бомба должна была взорваться в воздухе, однако по счастливой случайности рейс был отложен, и “адская машина” сработала на земле. В результате погибло 8 человек, в том числе 6 французов.
В защиту террориста, как хвастливо сообщали армянские СМИ, было собрано 1 227 473 подписи граждан Армении! Более того, в Армении именем террориста была названа одна из школ, а в том же самом “первопрестольном” Эчмиадзине проводилась выставка художественных работ Варужана Карапетяна.
Эти усилия увенчались успехом: в мае 2001 года власти Франции освободили террориста из тюрьмы. После чего Варужан Карапетян отправился…в Армению, где был принят как национальный герой. Премьер-министр Армении А.Маркарян обещал решить все социально-бытовые проблемы “великого сына армянского народа” для того, чтобы, не дай Бог, не решил он покинуть свою историческую родину.
Кстати говоря, в Армении уже давно обосновались Мартирос Жамгочьян, отбывший 12-летний срок заключения за убийство турецкого дипломата в Швейцарии, и члены “коммандос “Ван”, организовавшие захват турецкого консульства в Париже.
5. Международная практика работает на Азербайджан
Итак, ситуация становится ясной. Факт проявлений терроризма налицо, как и существования в Карабахе, то есть на территории Азербайджана, террористических формирований.
При этом международные эксперты-конфликтологи, в том числе и из ооновских структур, уже давно дали ответ на вопрос, как следует поступать в подобных случаях:
– никакой капитуляции перед террористами, полная решимость победить терроризм;
– никаких сделок с террористами, никаких уступок, даже перед лицом серьезнейшей угрозы или шантажа;
– должны быть приняты жесткие меры наказания в отношении государств – спонсоров терроризма, которые предоставляют террористическим движениям безопасное убежище, взрывчатые вещества, деньги, а также моральную и дипломатическую поддержку;
– государство должно решительно пресекать попытки террористов блокировать или подорвать международные дипломатические усилия по разрешению важнейших политических кризисов.
Таким образом, очевидно, что именно наша страна в первую очередь несет ответственность за борьбу с терроризмом на собственной территории, и, учитывая важность разворачивающихся в регионе геополитических процессов, вправе рассчитывать на помощь и понимание мирового сообщества. Международно-правовых обоснований для борьбы с сепаратизмом и терроризмом у Азербайджана становится все больше, а желания и дальше терпеть преступления армянских сепаратистов и террористов – все меньше.
Нурани
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год