Ситуация на армянской АЭС по-прежнему беспокоит население соседних регионов. Как известно, коллектив атомной станции за последнее время неоднократно угрожал объявить забастовку. Мы достаточно подробно описывали возможные последствия остановки атомного реактора в столь непредсказуемых условиях.
С другой стороны, неменьшие опасения армянская АЭС вызывает, оставаясь в рабочем режиме. В этом ключе ситуацию комментирует начальник лаборатории Азербайджанского национального аэрокосмического агентства (АНАКА) Инкяр Гусейнов, припоминая, что в конце 80-х годов, после аварии на Чернобыльской АЭС, армянская АЭС была закрыта под давлением широкой общественности, окончательно уяснившей, что безопасность ядерной энергетики – это миф.
Однако возобладавшие тогда аргументы вскоре были забыты, а станция вновь запущена в действие. И.Гусейнов не склонен объяснять это только экономическими факторами и огромными потребностями в электроэнергии промышленности Армении, которая почти не работает. К тому же, вследстве экономического кризиса, численность населения Армении стремительно уменьшается. Но армянская АЭС продолжает работать, нагнетать экологическую ситуацию в регионе и служить источником дестабилизирующего фактора.
Необходимо еще учесть проблемы, связанные с хранением и захоронением радиоактивных отходов, – это важнейшая и нерешенная до сих пор проблема ядерной энергетики, предупреждает И.Гусейнов. Если следовать практике зарубежных стран, отходы армянской АЭС должны захорониваться в России, поскольку топливо на станцию поставляет именно это государство. Но ввиду отсутствия сухопутного сообщения между Арменией и Россией остаются возможными два варианта решения проблемы отработанного топлива.
Сложно сказать, что предпочитают в Армении – временно хранить отходы на своей территории, ожидая открытия путей сообщения с Россией через Азербайджан, или использовать в качестве “могильника” радиационных отходов наши окуппированные территории?
В случае, если соседи со временем воспользуются первым вариантом, возникает необходимость усиления службы радиационного контроля в пограничных контрольно-пропускных пунктах, обеспечение их чувствительными приборами, отмечает Гусейнов.
Необходимо также учесть возможность переноса радиоактивных отходов, оформив их как грузы третьих стран. Однако нельзя исключать и того, что Армения попытается “малыми порциями взорвать” экологическую обстановку в Азербайджане. Достаточно сказать, что при отведении жидких сбросов АЭС в водоемы, воды которых используются для орошения, не исключено попадание радионуклидов в реку Араз и ее трансграничный перенос на территорию Азербайджана.
Зная, что мецаморская АЭС расположена в непосредственной близости от активных тектонических разломов, сохраняется опасность быстропротекающих геодинамических процессов – короткоживущих подкоровых локальных возмущений (КПЛВ), чреватых возмущением наземной и подземной гидросферы, деформацией и разуплотнением грунтов, активацией оползней, карстовыми процессами. Если подтвердятся предположения о существовании КПЛВ, то они, вкупе с сейсмичностью Южного Кавказа, превратят весь регион в заложника АЭС, говорит И.Гусейнов.
Обсуждаются и тяжелые последствия гипотетических аварий… В этой ситуации специалист считает необходимым создать систему постоянного комплексного экологического мониторинга, в частности, обеспечить систему раннего предупреждения о радиационной опасности в Нахчыване с учетом розы ветров в других приграничных с Арменией районах.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год