Между ООН и Израилем разгорается громкий скандал, уже получивший в СМИ название “кассетного”. Его краткая история такова. В октябре 2000 года в окрестностях горы Дов, близ границы с Ливаном, были похищены трое израильских военнослужащих, осуществлявших патрулирование. Вернуть солдат не удалось до сих пор.
Однако несколько дней назад в СМИ просочилась информация, которая придала происходящему совершенно иное звучание. Как оказалось, ооновская администрация в Ливане в течение девяти месяцев скрывала видеопленку, имеющую к похищению израильтян самое непосредственное отношение. Речь идет о 30-минутном фильме, снятом, по информации Би-би-си, через 18 часов после похищения.
Само по себе похищение на видеопленку не заснято, но, по сведениям израильских СМИ, видеокамера запечатлела автомашины со следами крови (в Израиле уверены, что именно на них увезли похищенных солдат), и боевиков “Хезболлах”, осуществивших покушение и… одетых в форму миротворческого контингента ООН в Ливане. Тот факт, что ООН в течение ни много ни мало девяти месяцев скрывала документ, имеющий к похищению израильтян прямое отношение, вызывает в Тель-Авиве вполне понятные чувства.
Однако, даже признав факт существования записи, ООН повела себя достаточно странно. Израиль потребовал от ООН предоставить в свое распоряжение видеозапись. Здесь, однако, сначала дали понять, что, “вроде бы”, готовы передать скандальную кассету, то вот лица изображенных на ней людей предварительно затемнят. Какой окажется в этом случае “розыскная ценность” видеозаписи, понятно даже неспециалисту. В Израиле, в свою очередь, требуют, чтобы пленка была передана без купюр и ретуши.
Вскоре состоялся телефонный разговор между премьер-министром Израиля Ариелем Шароном и генсеком ООН Кофи Аннаном, в ходе которого Шарон потребовал от ООН передать Израилю все имеющиеся в архивах этой международной организации материалы, касающиеся похищения израильских военнослужащих боевиками радикального шиитского движения “Хезболлах” 7 октября 2000 года.
По сведениям Би-би-си, Шарон и Аннан обменялись “нелицеприятными словами”. Кроме того, “информированные источники” сообщают, что генсек ООН принес Шарону извинения, что его организация в течение нескольких месяцев скрывала сам факт существования видеозаписи. Однако сохранять молчание и дальше, по всей видимости, в ООН уже не могут. Представитель Кофи Аннана заявил, что организация “сконфужена, а ее репутация подорвана тем, как развивались события”.
Кроме того, есть информация, что ООН проводит внутриведомственное расследование по поводу, как сказано, “неправильного обращения” с видеопленкой, на которой могут содержаться свидетельства того, как обращались ливанские боевики с израильскими солдатами, похищенными “Хезболлах”. Министр обороны Израиля Биньямин Бен-Эльецер, как сообщают местные газеты, высоко оценил решение ООН провести расследование, однако повторил требование своей страны о передаче “нецензурированной видеопленки и любой другой информации, относящейся к захвату солдат”.
На происходящее уже успели отреагировать террористы “Хезболлах”. Выступая на проходившей в Бейруте конференции политических партий и движений стран арабских стран, лидер шиитской террористической организации “Хезболлах”, шейх Хассан Насралла заявил, что если руководство ООН реализует свое намерение передать видеопленку с записью похищения военнослужащих ЦАХАЛа с блокпоста в районе горы Дов (в Ливане этот регион именуют “фермами Шебаа”) израильским властям, то солдаты миротворческого контингента ООН на ливанской границе будут считаться шпионами. И тогда “Хезболлах” оставляет за собой право поступить так, как они того заслуживают.
“Если это произойдет, – подчеркнул шейх, – мы будем расценивать сотрудников ООН как государственных шпионов, которые под прикрытием громких слов о своем “нейтралитете” занимаются сбором информации и ее передачей нашим врагам”. Даже если эта пленка, продолжил лидер “Хезболлах”, и не будет иметь никакого значения с точки зрения национальной безопасности Ливана, наша позиция является принципиальной и последствия не заставят себя ждать.
Таким образом, ООН оказалась в весьма двусмысленном положении. Если она откажется выполнить требования израильтян, то рискует навлечь на себя обвинения в пособничестве террористам.
Тем более, что 11 июля Израиль направил в Совет Безопасности официальное письмо, где изложил свои возражения против попыток предоставить место непостоянного члена СБ ООН (то есть без права вето) Сирии, причем одним из главных обвинений в адрес Дамаска была и остается поддержка “Хезболлах”. Но если теперь ООН передаст запись Израилю, то ее военнослужащие и гражданские сотрудники окажутся удобной мишенью для террористов в Ливане.
Очевидно и другое. Соблазн установить со всеми сторонами, включая и террористов, “доверительные отношения” и тем самым обеспечить свою безопасность, судя по всему, оказался слишком велик. Однако последствия подобного “доверия” явно никто не предвидел. Остается только надеяться, что в международных организациях сделают выводы относительно возможных последствий дружбы с террористами.
Нурани
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год