Дипломатическая неприкосновенность для армянских бандитов

По всей видимости, в Армении разгорается очередной скандал. Через несколько дней после серии “рокировок” в экономическом блоке армянского правительства, заместитель министра по управлению государственным имуществом Армении Ваня Мхитарян выступил с оглушительными разоблачениями.

По информации газеты “Азг”, министр заявил, что “автомашинам посольства Армении в России даются номера, отличающиеся от номеров автомашин других посольств, расположенных в Москве. Московские же бандиты, выложив послу Армении ежегодно по 5000 долларов, разъезжали по российской столице на машинах с номерами посольства Армении.

Увиденный мною номер был 147-м. Удивился. Значит, посольство Армении имеет в Москве 147 автомашин? Это были те времена, когда послом РА в РФ являлся Гагик Шахбазян. Продолжается или нет сегодня эта практика – сказать не могу”.

Со своей стороны, газета “Азг” ограничилась только замечанием, что, дескать, неплохо было бы узнать, продолжаются ли предоставление посольских номеров машинам, а также выдача удостоверений сотрудников дипломатической миссии Армении москвичам – как русским, так и других национальностей, оговорившись, однако, что “на московских бандитов номерами автомашин диппредставительству Армении не напастись” и подобный метод зарабатывания денег “отнюдь не армянского происхождения”.

Пока что господин Шахбазян, в прошлом крупный армянский политик, отправленный в “почетную ссылку” в Москву на пост главы армянского дипломатического представительства, хранит молчание. И что уж совсем удивительно, молчит по этому поводу и МИД Армении, хотя очевидно, что скандал, инициированный Ваней Мхитаряном, “посольскими” рамками вряд ли ограничится.

Для московских многочисленных “братков” “шахбазяновский бизнес” мог оказаться весьма привлекательным: дипломатическим автомобилям гарантирована неприкосновенность, они обладают правом экстерриториальности, их не позволено останавливать и досматривать. Словом, вози хоть оружие, хоть наркотики, хоть трупы в багажнике – милиция не тронет.

Понятно и другое. 20 января 1998 года сотрудники ФСБ в Москве обезвредили магнитную мину, заложенную в автомобиль, принадлежащий сотруднику посольства Армении в России Аванесову. Тогда большинство аналитиков увязали это с серией террористических актов в самом Ереване, предшествовавших отставке с президентского поста Левона Тер-Петросяна.

В самом деле, 18 января неизвестные обстреляли автомобиль начальника личной охраны Тер-Петросяна – Ромика Казаряна, днем позже нападению подвергся глава общины Авак Еревана Размик Айрапетян, неизвестные открыли огонь по заместителю министра внутренних дел и национальной безопасности Армении Арцруну Маргаряну… Однако теперь, после скандальных заявлений Мхитаряна, попытка подрыва автомобиля Аванесова приобретает совершенно иной смысл.

Более того, Гагик Шахбазян – уже не первый армянский дипломат, оказавшийся втянутым в дипломатический скандал. В сентябре 1996 года в центре громкого скандала оказался посол Армении в Германии Феликс Мамиконян – по странному совпадению, ранее также возглавлявший диппредставительство Армении в России.

По сведениям одного из самых авторитетных журналов Германии – “Форум”, посольство Армении вымогало крупные суммы денег у выехавших в ФРГ армян, а также брало взятки за совершение незаконных действий – главным образом в сфере нелегальной миграции. Мамиконян тогда все отрицал, а МИД Армении постарался “спустить дело на тормозах”. Теперь, по всей видимости, произойдет то же самое.

Нурани
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год