В последнее время в прессе прошел ряд публикаций по поводу применения самых строгих санкций к прикаспийским государствам, в том числе к Азербайджану, в результате которых размер квоты на вылов осетровых и экспорт икры этим странам был значительно уменьшен. При этом приводились противоречивые показатели.
Первый зампред госконцерна “Азербалыг” Тариель Мамедли внес ясность по этому поводу, сообщив “Эхо”, что данный вопрос обсуждался в Париже на 45-й конференции постоянного комитета (ПК) секретариата Международной конвенции SITS с участием 120 стран. Прикаспийским странам были выражены претензии по поводу угрожающих масштабов браконьерства и нелегальной торговли осетровыми, в 10 раз превышающих объемы легальной деятельности.
В результате этих действий популяция осетровых находится уже на грани исчезновения. В этой связи ставился вопрос о сокращении на 80% или доведении до нулевого варианта квоты прикаспийских государств на вылов осетровых и экспорт икры. Однако Азербйджану УДАЛОСЬ ПОЛНОСТЬЮ ОТСТОЯТЬ СВОИ ПОЗИЦИИ, сказал Т.Мамедли, сохранив свою квоту на 100%. В этом году она составляет 97,1 тонны рыбы и 9,1 тонны икры на экспорт.
Этот вопрос очень важен для Азербайджана, поскольку от экспорта икры ежегодно в госбюджет поступает 4 млрд. манатов. Также было получено разрешение экспортировать конфискованную икру, если она качественная, и икру, полученную в результате научных исследований, а вырученные средства направлять на развитие науки.
Другим странам, в том числе России, размер квоты был сокращен. Такому решению предшествовали бурные дебаты, но рабочая группа прикаспийских государств выступила единым фронтом, приняв согласованную рекомендацию. Иран держался несколько обособленно, поскольку в этой стране, по заявлениям ее представителей, нет браконьерства и незаконной продажи икры.
Рекомендации секретариата SITS были направлены прикаспийским странам еще в феврале этого года, где были указаны два этапа их исполнения, рассчитанные на 90 дней и 12 месяцев. Суть рекомендаций сводится к искоренению нелегального вылова осетровых и незаконной торговли икрой, также они предусматривают изучение сырьевой базы водоема и определение общей квоты для всех пяти государств, увеличение выпуска молоди осетровых рыбоводными заводами, изучение генетического кода осетровых и проведение научных исследований, требующих хорошо оснащенных лабораторий.
В Азербайджане требования по первому этапу рекомендаций были выполнены еще в начале мая этого года и уже приступили к реализации второго этапа, действуя на основе соглашений, достигнутых на базе предшествовавших бакинской и женевской конференций SITS.
Кроме того, отмечает Т.Мамедли, Азербайджан в установленные сроки выполнил свою годовую программу по Каспию. В то же время Азербайджан принял обязательства перед ПК, представители которого получат мультивизы (постоянные визы) и будут проверять, как ведется борьба с браконьерством, нелегальной торговлей.
Выступая в Париже, Т.Мамедли отметил, что в Азербайджане создано новое крупное министерство – Министерство экологии и природных ресурсов, способное выполнить поставленные задачи. Касаясь непосредственно вопросов браконьерства, Мамедли сказал, что в Азербайджане не было и нет таких масштабов браконьерства, как это преподносится. На рынках страны благодаря сквозным морским границам больше транзитной рыбы и икры, объем которых превосходит реальные запасы, которыми располагает Азербайджан.
По словам Мамедли, нельзя путать Волгу и Урал с Курой, ведь на наших берегах гораздо меньшее скопление осетровых. Наличие соответствующей лаборатории и проведение молекулярного анализа ДНК позволило бы определить происхождение икры на наших рынках.
На эти цели, как и на оснащение органов рыбоохраны и рыбоводных заводов, требуются определенные средства, за выделением которых госконцерн “Азербалыг” обращается не только к международным финансовым структурам, но и к работающим на Каспии нефтяным компаниям и консорциумам, поскольку это имеет отношение к экологической программе в целом.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год