“Вечный покой Гукасяну” обещают азербайджанские военные

Лидер карабахских сепаратистов Аркадий Гукасян заявил, что Азербайджан не готов к войне. А.Гукасян сказал это, комментируя заявления представителей официального Баку о готовности решить карабахскую проблему военным путем.

“В Баку имеют хорошее представление о нашей армии и знают, что в случае возобновления войны Азербайджан может потерять новые территории”, – утверждает Гукасян.

Это заявление прозвучало на фоне начавшегося в Армении обсуждения новой военной доктрины страны, в которую, по некоторым данным, входит и обеспечение защиты Карабаха. Кроме того, есть предположения, что Армения сейчас приступает к расширению и дополнительному вооружению своей армии. Учитывая все более частые разговоры о возможности начала боевых действий, заявление Гукасяна не может не беспокоить.

Однако, по мнению начальник отдела по распространению информации и общественных связей Министерства обороны полковник-лейтенанта Узеира Джафарова, заявление “самозванца Гукасяна – просто бред”:

– У нас не было серьезной и полномасштабной войны, и если она начнется – сразу станет ясно на чьей стороне сила и умение.

– Азербайджанская армия уверена в своих силах и в состоянии решить поставленные задачи?

– Нет проблем. Я думаю, что Гукасян, делая такие заявления оглядывается на тех, кто поставляет армянам вооружение.

Азербайджан сейчас не тот, что был несколько лет назад и очень бы хотел, чтобы боевые действия начались. Тогда Гукасян обязательно найдет себе место, в котором обретет вечный покой. Это не просто громкие слова. Я выражаю мнение многотысячного состава Вооруженных сил Азербайджана, который ждет того дня, когда можно будет начать выполнение поставленных задач. Наша территория находится под оккупацией Армении, Азербайджан рано или поздно заставит Армению отступить, и захваченные земли вернутся под юрисдикцию Азербайджана.

Армяне почувствовали, что если вопрос мирным путем не решится, то азербайджанская армия вступит в дело и решит задачу восстановления территориальной целостности Азербайджана. Их воинственные высказывания – не больше, чем самоуспокоение. Но уже пришел момент и я думаю, что в ближайшее время армяне получат достойный ответ на свои бредовые заявления.

– У военных нет опасений, что военные действия могут затянуться?

– Никто не может сказать точно, сколько времени продлятся боевые действия – это война, и каждая сторона задействует все имеющиеся в ее распоряжении ресурсы. Но подчеркиваю – мы не претендуем на армянские земли, а хотим восстановить территориальную целостность своей страны.

– А как вы относитесь к тому, что в военной доктрине Армении предположительно фигурирует и Карабах?

– Прежде чем писать подобные документы, неплохо было бы взглянуть на международные правовые акты, согласно которым Нагорный Карабах неотъемлемая часть Азербайджана.

– Армянские военные говорят о том, что численность вооруженных сил их страны составляет 42 тысячи человек. Международные источники говорят о 60 тысячах при 102 танках, десятках бронетранспортеров и другой техники…

– Ереван всегда говорил о том, что при разделе техники бывшего СССР Азербайджану досталось больше, чем Армении. Это не так, к тому же все эти годы Армения различными способами вооружала свою армию, в том числе и тяжелой техникой. И цифра – 42 тысячи – не соответствует действительности.

– Такое количество вооружений может повлиять на исход боевых действий, если таковые начнутся? Ведь ясно, что воевать азербайджанская армия будет не только с карабахскими силами, но и с армянскими.

– В этом случае значительную роль играют не вооружения, а боевой настрой армии и выучка. Азербайджанские военнослужащие выполняют свой долг даже в далеком Косово и я не слышал о том, чтобы армянские солдаты находились там.

Смириться с оккупацией наших территорий мы не имеем права. А силы противника нам хорошо известны, хотя конечно нет гарантий, что война обойдется без потерь с нашей стороны. Люди, которые одели военную форму, готовились к этому годами, и наша задача не сидеть в казармах, а выполнить миссию, возложенную Конституцией и народом.

Наш комментарий

Итак, разговоры о возможности военного решения армяно-азербайджанского конфликта становятся все более конкретными и определенными. Причем, если раньше о необходимости активизации военного строительства говорили главным образом представители оппозиционных кругов, то теперь подобные заявления делают уже представители официальной власти и даже силовых структур.

И в Армении, и в Азербайджане постепенно нарастает разочарование в мирном пути урегулирования конфликта как такового. При помощи переговоров, которые идут уже семь с лишним лет, Азербайджану так и не удалось добиться восстановления своей территориальной целостности, а Армении – политического закрепления результатов агрессии. Вдобавок ко всему каждая из сторон, судя по заявлениям, уверена в своем военном превосходстве.

В этих условиях вполне логично предположить, что “короткая победоносная война” видится многим как единственный выход из положения, причем по обе стороны линии соприкосновения войск: Армения всерьез рассчитывает, возобновив военные действия, расширить зону оккупации и тем самым сделать Азербайджан более сговорчивым на переговорах, а Азербайджан в свою очередь – восстановить свою территориальную целостность силовым путем (право государства на самооборону еще никто не отменял).

Проблема, однако, в том, что и внешние силы, в той или иной степени вовлеченные в региональные политические процессы, тоже могут быть заинтересованы в военном решении. Очевидно, что в России и в Иране вполне могут рассчитывать, довооружая Армению и провоцируя ее на возобновление войны, тем самым отпугнуть от региона инвесторов, прежде всего нефтяных, и тем самым снизить, если не свести до нуля, влияние Запада, которое базируется главным образом на финансово-экономических механизмах.

Однако понятно и другое. Как показывает практика, урегулировать карабахский конфликт политическими методами не удается, более того, события постепенно приобретают своеобразную “цикличность”: успех на переговорах – утечка – внутриполитические взрывы – опровержения – зависание переговорного процесса. И надежд на то, что эта ситуация в ближайшее время изменится, откровенно говоря, немного.

Более того, до сих пор единственным прецедентом надежного урегулирования конфликта подобного рода была и остается Сербская Краина – самопровозглашенное и непризнанное “государство” сербов на территориии Хорватии, прекратившее существование после стремительной атаки хорватской армии. Разрешив таким образом проблемы с собственной территориальной целостностью, Хорватия благополучно вступила в Совет Европы, развивает партнерство с НАТО и т.д.

Более того, серия военных неудач, как показывают политические события на Балканах, вскоре привела и к изменению политической ситуации в Сербии: проводивший агрессивную политику Слободан Милошевич был сначала отстранен от власти, затем вообще оказался в голландской тюрьме.

И хотя об этом в регионе, по понятным причинам, предпочитают не говорить вслух, силовой путь восстановления территориальной целостности Азербайджана – это, похоже, единственный способ нормализовать ситуацию на Южном Кавказе всерьез и надолго.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год