Гегель или Анар

Несколько дней назад, в этой же рубрике, я опубликовал статью, главный тезис которой состоял в том, что если власть имущие попирают все и всяческие законы, то они правы, поскольку прежде всего это объясняется тем, что общество позволяет это делать. Я полемически заострил и даже несколько утрировал стиль изложения, но суть от этого не изменилась. Мгновенно, т.е. на следующий день, появились два отклика. Первый, в порядке нумерации страниц, отклик – это статья Ильгара Мамедова, перегруженная личными и даже оскорбительными выпадами в мой адрес. Но не этим интересна эта статья. И.Мамедов – человек молодой и его эмоциональность простительна. Интересно то, что он – зампредседателя АМИП, т.е. Етибара Мамедова. В 1993 году такими же молодыми и неопытными в политике были председатель парламента Иса Гамбар (тогда еще Гамбаров) и любимец народных масс (тоже тогда) Э.Мамедов. Были сданы Шуша и Лачин, вся республика, затаив дыхание, смотрела трансляции из парламента. И в один не очень прекрасный день между ними состоялся короткий обмен репликами, о котором они, надо полагать, жалеют и сегодня. Э.Мамедов сказал: “Иса, я могу рассказать, кто сдал Шушу”. На что И.Гамбаров раздраженно ответил: “Тогда я расскажу, кто сдал Лачын”. Кощунственный диалог, не правда ли? Но он, к сожалению участвующих и к беде всего народа, был, и отрицать это невозможно.

Впрочем, И.Гамбар попробовал сделать это, подав в 1999 году на меня в суд, в частности, за то, что я в прессе неоднократно спрашивал: “Господа, может, вы и нас просветите, как вы торговали родиной? Или всего этого не было, и мы все галлюцинировали? Так вы объясните, и я первый принесу свои извинения”. Молчат господа, не хотят отвечать. И сегодня, уже у читателей, я хочу спросить: кто виноват в том, что и И.Гамбар, и Э.Мамедов, и сегодня – влиятельные политики, претендующие на верховную власть? Кто виноват в том, что эти люди разъезжают в раскошных лимузинах и окружены толпами телохранителей? Разве это не вина и не ответственность общества? И разве власть не права, в таком случае, сажая карабахских инвалидов в тюрьмы и распродавая Азербайджан оптом и в розницу?

Всегда и всюду пределы власть предержащих ограничивались обществом, осознающим свои коренные права и интересы. А если Карабах не интересен каждому из нас, то почему он должен быть интересен продажному чиновнику? Нет, что ни говорите, а все-таки ребята наверху все делают правильно. Чувствую, что опять согласных со мной гораздо меньше, чем возмущенных патриотов. А почему бы и нет? Любить Родину, почитывая газету, и безопасно, и повышает самооценку, да и не хлопотно. 16 июня под беспощадным бакинским солнцем проходил митинг, организованный Комитетом защиты прав карабахских инвалидов. Важно отметить – разрешенный митинг. Площадь перед к/т “Гэлэбэ” кипела десятками тысяч граждан Азербайджана, глубоко тронутых судьбой своих лучших сынов, отдавших свою молодость и здоровье в битвах за Карабах. Непрерывно подъезжали междугородные автобусы из регионов Азербайджана, переполненные протестующими. “Свободу карабахским иинвалидам”, – скандировал митинг, и этот голос протеста разносился по всему городу, доходя до…

Неужели поверили? Да полно вам, господа. На митинге присутствовали от силы 1000 человек и пара сотен зевающих полицейских. Из оппозиционных политиков первого ряда, присутствовали: З.Ализаде, организовавший митинг, и председатель ПНФА А.Керимов, специально приехавший из Гейчая. Больше никого. Свободолюбивый И.Мамедов, защищающий Карабах от меня, на митинге не наблюдался, хотя наряду с другими достойными и известными в республике людьми на митинге присутствовал другой зампред АМИП Назим Иманов, скромно простоявший весь митинг на солнцепеке. 19 июня в университете “Хазар” проходила конференция под названием “Карабах – война и мир”. В прохладном зале в присутствии многих послов Ильгар Мамедов на прекрасном английском произнес небольшую речь и ушел, даже не досидев до конца, под заинтересованные взгляды студенток. А что сидеть, если все и так уже убедились в уме и патриотизме молодого политика? Да Бог с ним, мальчишеские наскоки жаждущего самоутверждения И.Мамедова способны только позабавить. А вот небольшой отзыв Анара мне читать было очень больно. Уважаемый Анар муаллим, я – давний и искренний почитатель вашего таланта, и каждое ваше слово интересно мне, как и миллионам азербайджанцев. Вы – один из очень немногих людей, кто по праву может претендовать на то, чтобы называться нравственным авторитетом народа. Право на это вы заслужили своими прекрасными книгами, которые учили и учат думать и чувствовать не одно поколение азербайджанцев. Да и только ли азербайджанцев?

В униженном и растоптанном Азербайджане стремительно нарастают нравственная деградация и опустошенность общества. Оккупированные земли, невыносимое материальное положение и целенаправленная политика оглупления и унижения народа лишают каждого азербайджанца последних крох достоинства и самоуважения. И в этот момент вы предлагаете устроить музей шехидов в фойэ бывшего ресторана, а оправдывая свое предложение, утверждаете, что зал хорош и рассчитан на тысячу посадочных мест! Неужели эти слова не коробят слух тонкого стилиста и мэтра азербайджанской словесности Анара? Если нет, то и я прав, развивая ваше предложение до мужского туалета.

Пресловутый Гегель в молодости отличался радикальным образом мышления и приветствовал французскую революцию, а, повзрослев, закончил тем, что стал создателем официальной философии монархической Пруссии. Выдающийся азербайджанский писатель Анар, начав с того, что “и милость к падшим призывал”, в настоящий момент заседает в парламенте и своим именем и авторитетом оправдывает все происходящее.

Неужели вы и теперь считаете, что наша власть не права, причем полностью и безоговорочно? 14 июля пройдет очередной митинг в поддержку прав карабахских инвалидов. Уважаемый читатель, угадайте с трех раз, будут ли присутствовать на этом митинге блестящий эрудит и полиглот Ильгар Мамедов и маститый писатель и общественный деятель Анар.

Рустам Сеидов
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год