Государственная Пробирная палата Азербайджана распространила информацию о том, что “на теppитоpии Азеpбайджана не допускаются к пpодаже изделия из дpагоценных металлов и камней, не опломбиpованные новой госудаpственной пpобиpной печатью Пpобиpной палаты, извещает Министеpство финансов. Hеопломбиpованным изделиям сеpтификат соответствия не выдается”.
До распада СССР существовала Бакинская инспекция пробирного надзора. Она обслуживала Азербайджан, Дагестанскую автономную республику, Калмыцкую АР, Астраханскую область, Ставропольский край, Чечено-Ингушетию, Северную Осетию и была подчинена Минфину СССР. Позже ее переименовали в Прикаспийскую инспекцию пробирного надзора. С обретением Азербайджаном независимости организация была преобразована в Пробирную палату при Минфине.
В 1992 году был создан Сокровищный фонд страны, которому и перепоручили Пробирную палату. Через шесть лет “сокровищница” страны была ликвидирована, после чего палату вновь вернули в подчинение Минфина. Следует отметить, что все эти перипетии негативно сказались на деятельности палаты. Надзор над качеством изделий из драгметаллов и камней практически не осуществлялся.
Вследствие чего увеличилась продажа изделий, завезенных из-за рубежа и произведенных в подпольных цехах без какой-либо сертификации. По словам председателя Пробирной палаты Азербайджана Исмаила Наибова с приходом нового министра финансов Аваза Алекперова, палата получила новый импульс.
Были утверждены новое положение, правила клеймирования и т.д. Как сообщил И.Наибов, переопробированию подлежат все изделия, независимо от срока поступления в продажу. Для того, чтобы привлечь магазины к этой процедуре палата закупила в Санкт-Петербурге новую установку для клеймирования.
Ее преимущество заключается в клеймировании без деформирования изделия. “Раньше мы клеймили механическим методом, проще говоря, ударом и поэтому ювелирные магазины с большой неохотой предоставляли нам свои изделия, если вообще это делали, ведь цены на товар падали”, – говорит И.Наибов. Теперь это происходит с использованием лазера. Плюс ко всему увеличена скорость клеймирования – 1000 штук за один рабочий день.
Надо отметить, что и клеймо ставится тоже новое, национальное. Клеймо для золотых и платиновых изделий внешне напоминает силуэт бутыли с символами полумесяца и восьмиконечной звезды и номера пробы внутри. А для серебряных изделий определено клеймо в форме обрубленного по краям эллипса с теми же символами, но с другим номером пробы.
В основном в страну изделия из драгметаллов и камней поступают из ОАЭ, Турции и Ирана, причем как легально, так и контрабандно. Существует около 400 способов провоза товара контрабандным путем”, – говорит глава Союза потребителей страны Эйюб Гусейнов. Среди серебряных изделий очень много индийских. Помимо этого, в стране очень много подпольных цехов, выявить которые очень сложно. “Теперь по одному подозрению нельзя проводить обыски, необходимо решение суда”, – говорит И.Наибов.
Проверка изделий из драгметаллов и камней началась несколько дней назад и уже можно констатировать, что многие изделия, привезенные из-за рубежа, нет таможенной декларации. В этом случае палата в два раза повышает цену на опробирование изделия. Такими методами, по словам И.Наибова, палата рассчитывает заставить продавцов не принимать незадекларированный товар. После инспекции в Баку работа распространится по всей стране в первую очередь в крупных городах.
Кстати, в столичной мэрии действует аналогичный Пробирной палате департамент, но на вопрос, не сталкивались ли интересы этих ведомств, Наибов ответил, что не знает такую структуру и поэтому сотрудничества как такового не было. По словам Э.Гусейнова, до последнего времени между инспекцией Минфина и соответствующим департаментом мэрии существовала борьба за контроль над рынком, что мешало нормальной работе, однако с созданием новой инспекции на республиканском уровне, дело, наконец, сдвинется с мертвой точки.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год